Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

В региональной прокуратуре обсуждают итоги работы в 2018 году

Прокуратура республики (Республика Коми). 31 января 2019

Сегодня в прокуратуре Республики Коми проходит расширенное заседание коллегии, на котором подводятся итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 2018 год.



    В работе коллегии приняли участие Главный федеральный инспектор по Республике Коми аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Михаил Тырин, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Коми Лариса Максимова, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Владимир Косов, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Надежда Быковская, Уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка Нелли Струтинская, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в республике Коми Игорь Бобков, председатель Совета Коми регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры Виктор Ковалевский, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.



    С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.



    В первой части заседания также выступили Главный федеральный инспектор по Республике Коми Михаил Тырин, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Владимир Косов, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Коми Лариса Максимова и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в республике Коми Игорь Бобков.



    Второй блок коллегии был посвящен докладам заместителей прокурора республики, третья – выступлениям руководителей структурных подразделений центрального аппарата региональной прокуратуры, а также заслушиванию ряда прокуроров городов и районов.



    Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.



     «Уважаемые коллеги, приглашённые.



    В минувшем году органы прокуратуры Республики Коми продолжили совершенствовать правозащитную деятельность, принимая меры по защите прав и свобод граждан, интересов государства.



    Осуществляя надзор за исполнением федерального законодательства прокурорами выявлено 29491 нарушение закона. В целях их устранения внесено 3329 представлений, по протестам прокурора отменено и изменено 3479 незаконных правовых актов. К дисциплинарной ответственности привлечены 3106 лиц, к административной – 1712. В суды направлено 4473 иска, из которых 4323 на сумму более 517 миллионов рублей рассмотрены и удовлетворены. По материалам прокурорских проверок возбуждено 186 уголовных дел.



    В течение года нашего вмешательства потребовали практически все сферы правоотношений, однако в своем докладе я остановлюсь только на самых острых проблемах.



    ****



    Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19 апреля 2017 года, к основным задачам отнесены снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также развитие системы эффективного обращения с отходами. Одной из наиболее острых экологических проблем признано увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне утилизации, что ведет к их накоплению на полигонах и несанкционированных свалках.



    Проводимая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ реформа системы обращения с отходами дает существенные стимулы для сокращения количества подлежащих захоронению отходов и, как следствие, сокращению расходов населения и организаций на их утилизацию. И только от действий региональных властей и органов местного самоуправления зависит, как она будет реализована. Однако кроме передачи функции по приёму, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению отходов единому региональному оператору, установления нормативов образования отходов и тарифа на их утилизацию, вызвавших массовое недовольство граждан, для перехода на новый порядок сбора и утилизации ТКО практически ничего не сделано.



    Первое. Не создана необходимая инфраструктура обращения с отходами. В Республике Коми действует лишь 11 официальных полигонов, да и они заполнены более чем на 70 процентов. Все отходы утилизируются путем захоронения, поскольку нет ни одного объекта, приспособленного для сортировки   с целью максимального извлечения полезных свойств для вторичной переработки.



    Второе. С 1 января 2019 года вступили в силу, принятые ещё в конце 2017 года изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», согласно которым на органы местного самоуправления возложены полномочия по определению схемы размещения мест накопления коммунальных отходов и ведению реестра площадок накопления ТКО.



    Проведенной в январе 2019 года проверкой установлено, что муниципалитеты необходимую работу в этом направлении не выполнили. Реестры площадок накопления отходов утверждены только на территории Сыктывкара, Ухты и Инты, но и они не отвечают установленным требованиям. В Печорском и Ижемском районах в нарушение ст. 8 закона схемы утверждены с превышением компетенции сельскими поселениями, а не муниципальными районами. Прокурорами Вуктыла, Ижемского, Корткеросского, Сысольского, Усть-Куломского и Усть-Цилемского районов установлено, что не все населенные пункты оборудованы контейнерами и соответствующими площадками, их количество не соответствует реальным потребностям населения.



    Третье. Одной из задач, поставленных перед регионами, является создание условий для раздельного сбора твердых коммунальных отходов. Как следует из Порядка накопления ТКО, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 302, раздельное накопление предусматривает раздельное складирование по видам и группам отходов в контейнеры соответствующей цветовой индикации.



    Однако контейнеры под раздельный сбор ТКО установлены только в Сыктывкаре, Ухте и Усть-Куломском районе, и их количество столь незначительно, что не решает проблемы по сокращению образуемого мусора. К примеру, в Ухте, где утверждено 254 площадки накопления отходов, приобретено всего 24 контейнера для пластика.



    Четвертым, и, наверное, самым ключевым вопросом, является начисление потребителям платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.



    В республике расчет платежа как для юридических лиц, так и для граждан произведён исходя из единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами и норматива их накопления. Для жителей многоквартирных домов с центральным отоплением тариф составил 117 рублей с человека в месяц. Однако предусмотренные законодательством механизмы, стимулирующие потребителей на сокращение объемов образуемых отходов, организацию их раздельного сбора и как следствие, снижение платы, остались не задействованными.



    Так, согласно п. 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, с учетом изменений, вступивших в силу со 2 октября 2018 года, при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за услугу по обращению с ТКО начисляется не по нормативу, а по объему вывезенных контейнеров с учетом расчетного количества граждан, использующих площадку накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, этот способ расчета предполагает оплату потребителями фактически образованных и вывезенных объемов отхода. (Здесь уместно сравнение со счётчиками на воду и электроэнергию. Есть счётчик – платишь по счётчику, нет – по тарифу).



    Аналогичная ситуация складывается и для остальных потребителей. Например, для объектов оптОво-розничной торговли в республике норматив накопления установлен в размере 0,28 кубических метра в год на 1 квадратный метр общей площади. Вместе с тем Правилами коммерческого учета твердых коммунальных отходов определено, что коммерческий учет отходов осуществляется расчетным путем, не только исходя из норматива их накопления, но и количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления отходов.



    Однако разъяснительная работа с потребителями о возможности и условиях определения стоимости услуг подобным способом не проводится, потому что проще установить единый тариф, со всех его собирать, и не думать об экологии и переполняемости свалок, которыми при таком раскладе скоро будут окружены наши города.



    И последнее. Проведенными проверочными мероприятиями по публикациям в средствах массовой информации мы установили, что в договорах, регионального оператора по транспортированию ТКО, перечень мест накопления отходов не соответствует фактически установленным, периодичность их вывоза не соблюдается, что ставит под сомнение систему расчетов, складывающуюся в республике.



    С учетом этого в текущем году прокурорам необходимо уделить пристальное внимание вопросам создания контейнерных площадок и утверждения схем их размещения, а также проверить соответствие условий договоров на транспортирование отходов требованиям законодательства и существующей системе накопления ТКО.



    ***



    Не теряет актуальности надзор в сфере защиты прав и законных интересов бизнеса.



    В 2018 году нами пресечено более 2000 нарушений прав предпринимателей; для их устранения применено свыше 750 актов прокурорского реагирования, к административной ответственности привлечено 92 лица и 130 к дисциплинарной, 452 правовых акта приведено в соответствие с законом. Пресечено более 1000 незаконных проверок субъектов предпринимательства. Однако кроме снятия административных барьеров есть ещё масса других способов поддержки. И, несомненно, в первую очередь – это создание надлежащих правовых условий для легального бизнеса.



    Непродуманные действия и последующая волокита со стороны исполнительной власти региона привели к стагнации рынка наружной рекламы.



    Законом Республики Коми № 123-РЗ с 1 января 2017 года полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере рекламы переданы Правительству Республики Коми. Мотивируя такую необходимость, Администрация Главы республики заявляла, что это поможет навести порядок на рынке наружной рекламы, повысить поступления в консолидированный бюджет республики и обеспечить соблюдение требований Федерального закона «О рекламе».



    Прошло два года и что мы видим? Из 20 муниципалитетов схемы размещения рекламных конструкций утверждены только по Воркуте и Сыктывкару, да и то после прокурорского вмешательства. При этом схема по Сыктывкару утверждена без Эжвинского района и лишь по одной территориальной зоне, а это всего 34 рекламные конструкции. Нормативный правовой акт, регулирующий порядок проведения торгов на право размещения рекламных конструкций, разработан лишь в конце 2018 года по результатам рассмотрения нашего представления. В его отсутствие проведение торгов и заключение договоров на размещение рекламных конструкций было невозможно. Правда, они и сейчас всё еще не объявлены.



    В результате на всей территории республики осталось лишь 250 рекламных конструкций, разрешения на эксплуатацию которых по ранее заключённым договорам не истекли. Все остальные, а на момент принятия закона их было 1304, всё это время оставались вне правового поля. Не достигнуты и финансовые показатели, провозглашенные при перераспределении полномочий. Планировалось обеспечить поступление в республиканский бюджет по 32 млн. рублей ежегодно. Фактически за 2017 год поступило всего 7 с половиной миллионов рублей, а в 2018 году – 15 миллионов. Причем это не плата за установку и эксплуатацию таких конструкций, а сумма неосновательного обогащения их владельцев, взысканная за пользование земельными участками, на которых они установлены.



    ****



    Важным фактором, влияющим на инвестиционный климат региона, является четкое функционирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Долги государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями этому явно не способствуют. В 2018 году мерами прокурорского реагирования погашена задолженность по 1017 исполненным государственным и муниципальным контрактам на общую сумму свыше 640 миллионов рублей.



    Эта сфера по-прежнему наиболее подвержена коррупции, чему способствуют и сами предприниматели, которые идут на сговор с чиновниками и обеспечивают свою победу в конкурсах путем «откатов», размер которых закладывается в цену контракта. Мерами уголовно-правового характера мы фактически защищаем добросовестный бизнес от нечистоплотного сговора. В минувшем году возбуждены и находились в производстве уголовные дела по 33 преступлениям, связанным с подкупом в сфере государственного и муниципального заказа, общая сумма выявленных взяток составила более 43 миллионов рублей.



    Приведу пример. В январе 2015 года администрацией Корткеросского района с фирмой из Твери заключен муниципальный контракт на поставку мусоросортировочного комплекса. Уже изначально в цену контракта – это свыше 14 с половиной миллионов рублей заложен «откат» в размере 1миллиона двухсот тысяч, которые руководитель поставщика обналичил и передал через посредника первому заместителю руководителя администрации района. Примечательно, что первый раз аукцион на право заключения этого контракта проводился в ноябре 2014 года, и на него помимо «своего» участника была заявлена другая фирма с ценой предложения на 2 миллиона меньше. В итоге обеим фирмам отказано в допуске к участию в аукционе, а в январе победил поставщик, обещавший «откат». В настоящее время чиновник привлекается к уголовной ответственности за получение взятки, а директор фирмы-поставщика за дачу взятки.



    ****



    Завершая тему защиты добросовестного бизнеса, хочу обратить внимание ещё на одну проблему.



    В настоящее время в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Правительством Республики Коми формируется региональная адресная программа по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Реализация программы – это не только решение жилищных проблем граждан, но и значительные бюджетные инвестиции, которые при грамотном подходе позволят укрепить строительную отрасль республики и привлечь в нее новых инвесторов. Для этого органам исполнительной власти и местного самоуправления надо исключить ошибки, допущенные при реализации предыдущей программы. (Не будет лишним напомнить, что в ходе её реализации за различные махинации правоохранительными органами республики было возбуждено 46 уголовных дел, 21 из которых в отношении должностных лиц муниципалитетов.) В целях выполнения новой программы уже сейчас необходимо приступить к выбору земельных участков для строительства и приступить к оформлению документации, определиться с применяемыми типовыми проектами и своевременно заключить контракты на строительство, привлекая потенциал местных строительных фирм и предприятий, осуществляющих производство и оказание услуг в соответствующих сферах.



    Прокуроры, в свою очередь, обязаны обеспечить сопровождающий надзор на всех этапах её реализации – от размещения заявок до фактической оплаты строительства или приобретенных квартир, максимально обеспечить соблюдение жилищных прав граждан и защитить интересы государства при расходовании целевых бюджетных средств.



    ****



    В прошедшем году нами при взаимодействии с Северо-Западным Главным Управлением Центробанка России выявлены факты осуществления незаконной деятельности по кредитованию населения.



    Набирающая объемы реклама деятельности микрофинансовых организаций, ломбардов и кооперативов порой напрямую свидетельствует о ее противоправном характере. На этом фоне более трех лет в нашей столице оставалась незамеченной нелегальная деятельность по предоставлению потребительских займов индивидуальным предпринимателем Шмаровой, тогда как закон возможность осуществления такой деятельности индивидуальными предпринимателями не предоставляет. Поскольку противоправная деятельность наносила вред не только законным участникам финансового рынка, но и финансовой системе государства в целом, прокуратурой республики возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 14.56 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, виновной назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Кроме того по нашему иску наложен судебный запрет на осуществление этой деятельности. Всего за осуществление незаконной деятельности по кредитованию граждан к административной ответственности в 2018 году привлечено 4 лица.



    В предстоящем полугодии прокурорам надлежит уделить особое внимание фактам выдачи микрозаймов, для чего необходимо продолжить взаимодействие с подразделениями Банка России по выявлению нарушений в указанной сфере, тем более что возбуждение административных дел по ним относится к исключительной компетенции прокурора.



    ****



    Проблема противодействия коррупции в силу негативных последствий, которые она за собой несет, и ее актуальности, стала одним из главных направлений государственной политики.



    В 2018 году в республике зарегистрировано 241 преступление коррупционной направленности, из них 192 или 80 % являются тяжкими и особо тяжкими, при этом число особо тяжких преступлений выросло более чем в полтора раза и составило 34. Значительно, на 40 % или до 94 выросло число преступлений, связанных с получением и дачей взяток, на этом фоне количество мелких взяток снизилось в два с половиной раза и составило 10, их доля в общей структуре коррупционной преступности не превышает 4,5%. Прокурорами выявлено 29 преступных деяний, по материалам прокурорских проверок возбуждено 27 уголовных дел, в том числе 20 в отношении должностных лиц органов власти и местного самоуправления, руководителей государственных учреждений.



    Ряд уголовных дел, в основу которых положены и материалы прокурорских проверок, уже рассмотрен судом. Бывший руководитель Комитета информатизации и связи Селютин осужден к 5 годам лишения свободы, также реальное лишение свободы назначено руководителям администраций Ухты Казарцеву и Сосногорска Леонову. Вынесен приговор руководителю Коми Республиканского центра энергосбережения Ветошеву за получение взятки. Осуждены директор акционерного общества «Коми ипотечная компания» и её сын, похитившие из бюджета 14 миллионов рублей при заключении ипотечных договоров с участниками государственной жилищной программы.



    По нашим материалам направлены в суд уголовные дела в отношении руководителя администрации Усть-Цилемского района Поздеева и его заместителя Ларюкова, злоупотребивших полномочиями при приемке работ по муниципальным контрактам.



    При непосредственном участии прокуратуры республики возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении бывшего заместителя председателя правительства Ромаданова, первого заместителя руководителя администрации Корткеросского района Артеева. При анализе его справок о доходах нами установлено наличие в собственности снегохода, который, как выяснилось, ему купил один из предпринимателей за содействие в оплате работ по двум муниципальным контрактам. По постановлению прокурора в отношении Артеева возбуждено и расследуется уголовное дело о получении взятки в крупном размере. Примечательно, что этот эпизод в его послужном списке не единственный. Так им получен миллионный «откат» за поставку завода по переработке мусора, совершены злоупотребления при приемке работ по строительству дошкольного учреждения и водозаборных сооружений. А тем временем мусороперерабатывающий завод не используется, качественной воды в Большелуге как не было, так и нет, а недоделки детского сада до сих пор не устранены.



    Выявление преступлений является одним из сложных и ответственных направлений нашей деятельности, которая находится на стыке реализации надзорных полномочий прокуроров и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности.  От качества этой работы зависят сроки и результаты рассмотрения направляемых прокурорами материалов, расследования уголовных дел, в том числе надлежащего определения предмета доказывания.



    Успешность противодействия коррупции напрямую связана с лишением преступников денежных средств, имущества и иных благ, получаемых в результате незаконных действий. Защищая интересы государства от коррупционных проявлений, прокуроры предъявили 33 исковых заявления о взыскании ущерба на сумму более 125 миллионов рублей; по оспариванию сделок по отчуждению государственного имущества и его возврата из чужого противоправного владения. Рассмотрено и удовлетворено 28 заявлений на сумму 81 миллион рублей.



    Однако ликвидация последствий коррупционных преступлений осуществляется не только путем направления исков, но и принятием внесудебных мер, в результате которых ущерб возмещается добровольно. Например, руководитель администрации Сосногорска Леонов до направления в суд уголовного дела добровольно возместил муниципалитету ущерб в размере 11 миллионов 700 тысяч рублей, причиненный в результате незаконной продажи 100 % акций муниципального предприятия.



    Общий размер возмещения в результате внесудебных мер составил 19 миллионов рублей. Об эффективности таких мер свидетельствуют не только показатели ведомственной отчетности, но и реальная экономия республиканского бюджета.



    Так, завершается рассмотрение судом уголовного дела по материалам прокуратуры в отношении руководителя Сыктывкарской компании по управлению имуществом за участие в незаконных схемах по сдаче в субаренду государственного имущества. Напомню. Корпорация по развитию Республики Коми сдавала государственную недвижимость в аренду Сыктывкарской компании, которая эти же помещения предоставляла в субаренду государственным органам и учреждениям. На разнице между арендными и субарендными платежами с 2011 по 2015 год фирма-посредник получила более 978 миллионов рублей за счет республиканского бюджета. По нашему иску договор аренды Арбитражным судом признан незаконным. С учетом решения суда и на основании представления прокурора имущество без посредников и на условиях возмещения только коммунальных и эксплуатационных платежей передано государственным органам и учреждениям. А по результатам рассмотрения нашей информации о состоянии законности аннулирована образовавшаяся у последних задолженность по договорам субаренды в размере более 18,5 миллионов рублей. После нашего вмешательства также изменен порядок использования органами власти и учреждениями государственного имущества, в результате экономия расходов бюджета республики за два последних года составила более 50 миллионов рублей.



    Противодействие коррупции – это не только громкие уголовные дела. Для осознания масштабов проблемы надо отойти от оценки работы только по числу преступлений и приговоров, восприятия коррупции, как непосредственного подкупа должностных лиц, от шаблонных понятий ее противодействию, которые порой складываются лишь на конкретных примерах уголовных дел. Есть и иные виды ответственности. И, надо признать, не менее эффективные. 



    Так, статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных преступлений от их имени или в их интересах. При условии неотвратимости наказания эта норма имеет серьезный профилактический потенциал, поскольку предусматривает минимальный размер административного наказания в виде штрафа в размере миллиона рублей. Срок давности за совершение указанных действий является самым высоким в административном законодательстве и составляет шесть лет со дня совершения правонарушения.



    По постановлениям прокуроров в 2018 году к административной ответственности по этой статье привлечено 20 юридических лиц, общая сумма назначенных штрафов составила 53 с половиной миллиона рублей, из которых в бюджет уже поступило более 44 миллионов. К примеру, польская фирма «Копэкс» за предложение руководителю угледобывающего предприятия отката в 100 тысяч евро уплатила в 2018 году административный штраф 10 миллионов рублей.



    В августе прошлого года статья 19.28 Кодекса об административных правонарушениях дополнена примечаниями, предусматривающими освобождение юридического лица от ответственности, если оно способствовало выявлению правонарушения и расследованию связанного с ним преступления. Особо отмечу, не только за способствование расследованию, но и выявлению. Содействуя в установлении фактов передачи незаконного вознаграждения и обстоятельств их совершения, организации имеют реальную возможность избежать административного преследования, значительных штрафных санкций, а также запрета на участие в закупках.



    ****



    Переходя к вопросам противодействия преступности, отмечу, что в 2018 году зарегистрировано 16 тысяч 734 преступления, что на 499 или 2,9% меньше, чем в 2017 году. При общей динамике снижения преступности резко возросло число тяжких преступлений на 44% с 2067 до 2972, в структуре которых 41% составляют преступления о незаконном сбыте наркотических средств.



    На предыдущем заседании коллегии мы обратили внимание на дисбаланс резкого снижения таких преступлений при росте случаев наркопотребления, зафиксированных в административных производствах. Их проверка, как прокурорами, так и органами внутренних дел, позволила вскрыть многочисленные случаи, когда механизм получения наркотика потребителем не выяснялся, и факты его сбыта оставались без уголовно-правовой оценки. Всё это закономерно отразилось на увеличении числа зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, удельный вес которых в общей структуре преступности вырос с 4 до 10%, а количество преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотиков, – в 8 раз со 148 до 1214. При этом 1058 уголовных дел возбуждено именно по информации, содержащейся в материалах административных производств, из них 365 дел – по производствам прошлых лет. Замечу, что по пяти таким делам уже установлены сбытчики наркотиков. По результатам прокурорских проверок возбуждено 221 уголовное дело. Таким образом очевидно, что эта работа не должна проявляться в разовой «компанейщине», а носить планомерный характер.



    Эффективное противодействие наркопреступности, в том числе ее организованным формам, которые отличаются высоким уровнем конспирации, технической оснащенности и наличием коррупционных связей, невозможно без правильной организации оперативно-розыскной деятельности, чего, к сожалению, не происходит. В прошлом году по 1233 нераскрытым преступлениям данной категории не заведено ни одного дела оперативно-розыскного производства. А удельный вес раскрытых преступлений этой категории не превысил и 13%, при общей раскрываемости 59,4%.



    Следует отметить, что практика раскрытия таких дел была наработана и активно реализовывалась нами совместно с территориальным органом ФСКН, деятельность которого упразднена. В 2015 году к уголовной ответственности привлечено 211 сбытчиков, пресечена деятельность 20 участников межрегионального преступного сообщества и еще 43 членов отдельных организованных групп. Курирующему вопросы надзора за следствием и дознанием заместителю прокурора республики, отраслевому управлению прокуратуры в тесном взаимодействии с Управлением по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД Республики надлежит актуализировать эту практику и сосредоточить усилия на раскрытии таких преступлений.



    ****



    В 2018 году правоохранительными органами проведена колоссальная работа при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, общее число которых составило 135263. Почти по 63 тысячам таких сообщений по результатам проведения процессуальных проверок приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, из которых прокурорами отменено более 14 тысяч постановлений. Отчасти уменьшению такой нагрузки способствовало бы соблюдение следователями и дознавателями требований федерального законодательства.



    В этой связи отдельного внимания заслуживает незаконная практика применения статьи 155 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вынесение постановления о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении, и направлении их для принятия решения в соответствии со статьями 144 и 145 УПК РФ возможно лишь в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 года дано четкое разъяснение, что каких-либо положений, позволяющих выделять материалы в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, расследование которого уже ведется по данному уголовному делу, положения статьи 155 УПК РФ не содержат.



    Однако принятие процессуальных решений вопреки данной норме носит массовый характер. В преддверии коллегии мы проанализировали это направление в самом маленьком районе – Койгородском, где в 2018 году зарегистрировано всего 131 преступление, по которым в суд направлено 86 уголовных дел. При этом по каждому седьмому уголовному делу вынесены постановления о выделении материалов в отдельное производство, число которых составило 18, и лишь в одном случае дальнейшая процессуальная проверка закончилась возбуждением уголовного дела.



    К примеру, органом дознания отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации (умышленное повреждение чужого имущества), по факту повреждения окна бани. Материалы об этом преступлении были выделены из уголовного дела о краже, совершенной путём проникновения через это окно. Очевидно, что здесь основания для выделения отсутствовали. Во-первых, по причине недостаточности размера ущерба для квалификации по ст. 167 (напомню, что это 5 тысяч рублей), а во-вторых, повреждение совершено тем же лицом, что и кража. Но даже если бы действиями обвиняемого при повреждении окна был причинен значительный ущерб, то в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 20 постановления № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», содеянное подлежало дополнительной квалификации по правилам совокупности преступлений в рамках основного дела.



    Подобные нарушения создают ненужную нагрузку по проведению процессуальных проверок, вынесению по ним решений, их изучению прокурорами, как в порядке надзора, так и по жалобам заинтересованных лиц, а также судами в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации. В отдельных случаях они могут стать процессуальными препятствиями для рассмотрения уголовных дел в судах, поскольку наличие неотмененного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела является основанием для прекращения уголовного преследования, что прямо предусмотрено в статье 27 Уголовно-процессуального кодекса.



    Мерами прокурорского реагирования практика незаконного выделения материалов проверок в нарушение статьи 155 УПК должна быть пресечена. Уже в январе текущего года центральным аппаратом прокуратуры республики внесено 6 требований об отмене незаконных решений, принятых следователями по уголовным делам в Корткеросском, Эжвинском районах, а также центральных аппаратах республиканских органов МВД и Следственного комитета.



    Надзирающим прокурорам в ходе изучения уголовных дел, приостановленных, прекращенных производством и поступивших для направления в суд, выявленные факты нарушений статьи 155 УПК РФ необходимо расценивать в качестве оснований для производства дополнительного расследования, отменять незаконные постановления дознавателей или вносить требования об отмене незаконных решений следователей. Аналогичные подходы использовать при изучении находящихся в производстве уголовных дел, в том числе в связи с поступлением жалоб участников уголовного судопроизводства. Предупреждаю прокуроров о персональной ответственности за результаты такой работы.



    ****



    С положительной стороны необходимо отметить организацию взаимодействия республиканских правоохранительных органов, принятие эффективных и действенных мер с использованием разнообразных форм координационной деятельности по противодействию организованной преступности.



    За последние три года к уголовной ответственности привлечено 310 участников и лидеров организованных групп и преступных сообществ, совершивших 323 преступления, уголовные дела по которым направлены в суд. В 2018 году расследовалось 151 преступление, из которых 57 зарегистрированы в отчетном периоде. В суды направлены уголовные дела о 111 преступных посягательствах. Рассмотрено 37 уголовных дел в отношении 85 лиц за совершение таких преступлений.



    Так, в ноябре 2018 года Верховным судом Республики Коми вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении организатора и 19 членов преступной организации «Ифы-Козлова», признанных виновными в создании и участии в преступной организации, совершении преступлений в составе вооруженной банды и приговоренных к длительным срокам лишения свободы, двое из которых – пожизненно.



    Другим примером успешной работы является пресечение противоправной деятельности участников организованного преступного сообщества «Пичугина». По результатам расследования 21 лицу предъявлено обвинение, в том числе так называемому «вору в законе» в создании преступной организации лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, создании и руководстве устойчивой вооруженной бандой, совершении 7 квалифицированных убийств, а также 16 других тяжких и особо тяжких преступлений.



    На окончательной стадии расследования находится уголовное дело, возбужденное по обстоятельствам организации и участия в преступной организации, созданной в целях хищения из нефтепровода товарной нефти, принадлежащей ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», и дальнейшей легализации имущества, добытого преступным путём. Общий объем похищенной нефти превысил 22 тысячи тонн на сумму более 295 миллионов рублей.



    При этом правоохранительные органы не ограничиваются выявлением и расследованием уголовных дел о таких преступлениях, совершенных только на территории республики. Пресечена деятельность двух межрегиональных организованных преступных групп, специализирующихся на «телефонных» мошенничествах и действовавших в городах Москве и Екатеринбурге. Ни один из 32 обвиняемых не являлся жителем нашей республики, а 69 из 158 потерпевших по этим делам проживали в 25 других субъектах Российской Федерации, где на стадии обращения с заявлением о преступлении столкнулись с волокитой и упорным нежеланием следователей принять законное процессуальное решение.



    То же самое происходит и по преступлениям коррупционной направленности. Примером является уголовное дело в отношении топ-менеджеров «МРСК Северо-Запада» и его филиала «Комиэнерго», которые получили «откаты» на общую сумму около 50 миллионов рублей в разных регионах Российской Федерации. При этом только 2 подкупа совершены представителями коммерческих организаций нашей республики, а в остальных 5 случаях вознаграждения передавались от имени юридических лиц, зарегистрированных в Кировской, Вологодской и Тюменской областях.



    В 2018 году к длительным срокам лишения свободы по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации осуждены начальник Департамента капитального строительства и имущественных отношений Пенсионного фонда Российской Федерации Рыжков и его заместитель Кондратенко. Указанные лица признаны виновными в получении взятки в размере 18 миллионов рублей за содействие в заключении государственного контракта по купле-продажи здания в городе Ухте для нужд Пенсионного фонда. Судом Рыжкову назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы со штрафом в размере 180 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности на 12 лет, Кондратенко – 5 лет лишения свободы со штрафом 36 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности на 5 лет.



    Уверен, что мы продолжим эту работу. Необходимые наработки у нас есть.



    ****



    В 2018 году в республике наблюдалось снижение уровня подростковой преступности с 526 преступлений до 369 или на 29,8 %. Сократилось и число несовершеннолетних, совершивших преступления, с 479 до 374 или на 21,9 %. Однако удельный вес повторной преступности не изменился – по-прежнему каждый четвертый несовершеннолетний совершает повторное преступление (96 в 2018 году, 121 в 2017 году). Из 374 несовершеннолетних, совершивших преступления, не охвачены внеурочной деятельностью – 153 или 41 %, в 2017 году –230 или 48 %.



    Приведенные цифры – яркое свидетельство отсутствия профилактической работы. Показателен такой пример. С июля 2014 года в поле зрения органа внутренних дел города Вуктыла находился подросток, совершивший общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. После возвращения в 2016 году из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, совершения в апреле 2017 года административного правонарушения, вопреки требованиям статей 5 и 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на учет в органе внутренних дел он не поставлен. Лишь совершение им преступления - умышленного причинения легкого вреда здоровью с применением оружия - послужило для органа внутренних дел основанием для постановки на профилактический учет в марте 2018 года. Несмотря на стойкое асоциальное поведение подростка, вся профилактическая работа с ним была сведена к проведению бесед. Как следствие – орган внутренних дел оставался в неведении о проживании в течение 7 месяцев подучетного с совершеннолетней гражданкой, в квартире которой подростки употребляли спиртные напитки, а также об отсутствии у него регистрации по месту жительства, что не позволило трудоустроиться в летний период. Результатом такой профилактической работы стало совершение несовершеннолетним 3 ноября 2018 года покушения на убийство, потерпевшей по которому также является несовершеннолетняя.



    Отсутствие существенных положительных результатов в сфере противодействия детской преступности обусловлено, в первую очередь, низким уровнем ранней профилактики девиантного поведения подростков.



    Согласно данным Министерства внутренних дел по Республике Коми по состоянию на 1 января 2018 года на учете в органах внутренних дел состояло 1707 несовершеннолетних, из которых 486 или 28,4 %, не были вовлечены во внеурочную досУговую деятельность. На деле эти цифры ещё больше.



    Так, прокурорами путем проведения сверок выявлено 104 подростка, в отношении которых субъекты профилактики Воркуты, Сыктывкара, Сосногорска, Ухты, Вуктыла, Усинска, Инты, Троицко-Печорского, Сыктывдинского, Удорского и Усть-Вымского районов не обладали сведениями о внеурочной занятости. К примеру, 4 учащихся, числящихся по учётам школы № 5 города Сосногорска занятыми на секции баскетбола, фактически её никогда не посещали.



    Наши проверки также показали, что вопреки требованиям закона органами управления образованием и образовательными организациями не ведется учет несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах и не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в кружках, секциях и других организациях дополнительного образования. Вследствие этого в органы внутренних дел предоставляются недостоверные сведения о занятости подучетных несовершеннолетних.



    Не способствует достижению целей профилактики и отсутствие в деятельности органов внутренних дел единого подхода при проверке реальной занятости подучетных. Так, в городе Усинске, Сыктывдинском, Усть-Вымском, Троицко-Печорском, Усть-Цилемском районах внеурочная занятость выяснялась путем запроса сведений из образовательных организаций; в городах Сыктывкаре, Вуктыле, Печоре, Прилузском районе – из бесед с несовершеннолетними; в Усть-Куломском и Ижемском районах – посредством выхода в образовательные организации и посещения несовершеннолетних по месту жительства.



    Например, согласно данным отдела МВД по Усть-Вымскому району двое несовершеннолетних, состоящих на учете с 2017 года, посещают секцию футбола в Спортивной школе города Микунь. Однако при проверке работником прокуратуры установлено, что на секцию футбола они не записаны и никогда не ходили. Аналогичным образом с 2017 года учтён как «занятый» в секции картинга в Детско-юношеском центре села Айкино подросток, который никогда её не посещал. А прокурором города Воркуты установлено, что территориальный орган внутренних дел не обладал информацией о посещении 11 подучетными несовершеннолетними организаций дополнительного образования.



    Требую от отраслевого отдела при выполнении планового задания Генеральной прокуратуры оценить полноту мер, принимаемых органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по противодействию детской преступности, обратив внимание на получение и использование подучетными несовершеннолетними персонифицированных сертификатов на дополнительное образование. По состоянию на 28 января выдано 82063 таких сертификата, что составляет 59% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет.



    Замечу, что три приказа республиканского министерства образования, регламентирующие правоотношения в сфере дополнительного образования несовершеннолетних, в том числе выдачу сертификатов, нами признаны несоответствующими законодательству и будут опротестованы.



    ****



    Успешная реализация возложенной на прокурора функции уголовного преследования невозможна без качественного поддержания государственного обвинения. В прошедшем году в этой сфере проведена объёмная работа: прокурорами обеспечено участие в рассмотрении судами всех уровней 9 723 уголовных дел в отношении 10 437 лиц.



    Исключительного внимания требует участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел в особом порядке. Само по себе применение такого порядка не может оцениваться как негативный фактор, поскольку это позволяет более оперативно отправлять правосудие, сократить временные, материальные и моральные издержки участников процесса. В то же время нельзя забывать, что любые упрощения процедуры чреваты неправильным применением закона. Поэтому в оценке достоинств или недостатков особого порядка судопроизводства принципиальное значение имеет не количество дел, рассмотренных с его применением, а исключительно законность и обоснованность при их рассмотрении.



    В республике в прошедшем году из 7709 итоговых судебных решений в упрощенных формах судопроизводства вынесены 5330, или 69%. В Эжвинском районе г. Сыктывкара, Койгородском районе, Сосногорске и Вуктыле их доля превышает 75%. По жалобам участников процесса и апелляционным представлениям прокуроров через фильтр судов второй инстанции прошли всего 1635 приговоров и итоговых постановлений, из которых отменены или изменены 271, или каждое шестое. В то же время из числа постановленных в особом порядке пересмотрено 603 решения, из них 163, или почти треть, признаны незаконными. Причем апелляционная инстанция в 75 случаях посчитала назначенное наказание чрезмерно суровым и смягчила его; по 62 делам, напротив, наказание усилила, а 12 дел признала вообще не подлежавшими рассмотрению в упрощенном порядке.



    Еще более 4700 решений, постановленных без разбирательства по существу, стороной защиты не обжаловались, так как вероятно их устроил результат. А вот насколько ответственно подошли к проверке этих решений государственные обвинители, и во всех ли случаях подвергли тщательному и глубокому анализу их обоснованность, предстоит разобраться отраслевому управлению, которому поручаю проанализировать практику применения особого порядка рассмотрения уголовных дел и принять исчерпывающие меры к обеспечению законности в этой сфере.



    ****



    Рост случаев применения меры пресечения в виде домашнего ареста, запрета осуществлять определённые действия, а также наказания в виде ограничения свободы при наличии законодательной возможности устанавливать подозреваемому, обвиняемому и осуждённому значительный объем ограничений и запретов, с неизбежностью ставит вопрос относительно эффективности контроля за их исполнением, и соответственно, эффективности профилактического воздействия с целью предупреждения совершения этими лицами повторных правонарушений и преступлений.



    Одной из форм такого контроля и профилактики является применение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств. Вместе с тем, оснащенность ими Управления ФСИН России по Республике Коми не соответствует реальной потребности. Так, на балансе уголовно-исполнительной инспекции на сегодня находится 175 электронных браслетов, из которых используется только 89, остальные требуют ремонта. В то же время, в минувшем году по учетам инспекции прошли 1468 лиц, подлежащих контролю с использованием технических средств. Однако лишь к 277 из них, или менее чем к 19% применены средства электронного мониторинга.



    Безусловно, это стало одной из причин роста преступности среди указанной категории лиц. В 2018 году в период домашнего ареста и отбытия наказания в виде ограничения свободы 63 человека повторно совершили преступления. При этом контроль с использованием браслета осуществлялся только в отношении 5 из них.



    Некоторые прокуроры такие факты оставили без внимания. В Усть-Куломском, Удорском, Сысольском и ряде других районов нарушения законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде ограничения свободы и контроле за лицами, находящимися под домашним арестом, в минувшем году не выявлялись вообще.



    До конца полугодия территориальным прокурорам при осуществлении надзора необходимо принять меры к безусловному исполнению должностными лицами законов при организации контроля и надзора за указанными лицами. Управлению ФСИН России по Республике Коми следует выработать комплекс организационно-практических мер по обеспечению необходимым количеством технических средств контроля, в том числе и путем ремонта имеющегося и неиспользуемого по назначению оборудования.



    ****



    Завершить своё выступление хотелось бы следующей темой.



    Развитие информационно-телекоммуникационных технологий требует новых подходов к организации работы по обеспечению правопорядка, как со стороны правоохранительных органов, так и органов исполнительной власти.



    В сети Интернет сейчас распространяется огромный массив информации, в том числе и той, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Это информация способна нанести вред детям, а также повлиять на безопасность общества и государства в целом.



    В целях организации работы органов прокуратуры по противодействию распространению такой информации приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2018 года прокуратура республики подключена к опытной эксплуатации Информационно-аналитического комплекса по противодействию незаконным материалам в сети интернет «ОКО». Уже первые результаты показали его высокую эффективность. Прокурорами за неполный месяц эксплуатации проверено 2574 сайта, содержащих информацию экстремистского и террористического толка, связанную с незаконным оборотом оружия и наркотиков, незаконного игорного бизнеса и многих других. В адрес органов Роскомнадзора направлено 1236 информаций о необходимости ограничения доступа к запрещённому контенту, в суды направлено 163 административных исковых заявления о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.



    Но эта работа должна быть продолжена всеми заинтересованными ведомствами. Мы ожидаем повышения активности от органов системы профилактики, в особенности Министерства образования и органов внутренних дел.



    Уважаемые коллеги.



    Подводя итоги отмечу, что в целом весь комплекс мер, принимаемых прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными органами, органами власти и общественностью оказывает положительное воздействие на состояние законности в республике. Поэтому я хотел бы поблагодарить всех вас за совместную конструктивную работу. Как и прежде концентрировать свои усилия мы должны на базисных направлениях, от которых зависят благосостояние людей, безопасность и интересы государства.



     Благодарю за внимание".



     

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив

Мероприятия
и встречи

Генеральный прокурор Российской Федерации провел в Красноярске совещание по вопросам состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования

Архив

Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Архив

Видео

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка и Министр юстиции Королевства Испания Долорес Дельгадо Гарсия подписали межведомственную программу сотрудничества

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область - Кузбасс
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Забайкальский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире