Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в г. Екатеринбурге оперативное совещание по вопросам защиты прав предпринимателей в Дальневосточном, Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах

16 октября 2015, 10:30

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся семинар-совещание по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации

г. Сочи, 10.11.2015 г.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка по итогам совместной коллегии с Министерством по развитию Дальнего Востока поставил перед органами прокуратуры задачи по защите прав инвесторов

Сегодня, 29 июня 2017 года, в г. Хабаровске прошла совместная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства по развитию Дальнего Востока, посвященная вопросам защиты прав инвесторов в Дальневосточном федеральном округе.

С основным докладом выступил Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Гулягин, который озвучил результаты проверки, проведенной Генеральной прокуратурой России в апреле-мае текущего года в целях выявления проблем и пресечения нарушений закона в сфере защиты прав инвесторов в Дальневосточном федеральном округе.

Всего в ходе проверки прокуроры пресекли свыше 1100 нарушений закона, внесли более 400 представлений, принесли 166 протестов на нормативные правовые акты, возбудили 61 дело об административном правонарушении, направили в следственные органы 10 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по которым возбуждено 8 уголовных дел.

Всем выявленным фактам ненадлежащего исполнения должностными лицами органов власти своих обязанностей прокурорами дана правовая оценка. Нарушения и способствующие им условия устранены.

Так, государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне не всегда носит системный характер, имеются правовые пробелы.

Потребовалось вмешательство прокуратуры там, где региональные меры государственной поддержки оказались недостаточными для решения имеющихся задач. Например, в Хабаровске только после вмешательства Генпрокуратуры РФ к сети теплоснабжения присоединен гостиничный комплекс. Вопрос подключения объекта не решался с 2014 года.

Кроме того, прокуроры принципиально реагировали на административные препятствия при реализации инвестиционных проектов. В Хабаровском крае прокурорского вмешательства потребовало неправомерное взимание сбора за проверку документов при предоставлении предпринимателям финансовой поддержки. За полтора года сумма незаконно собранных денежных средств составила более 1 млн рублей.

В Республике Саха (Якутия) региональным министерством отказано инвестору в предоставлении ежемесячной субсидии на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом на строительство и экспулуатацию дошкольного учреждения в г. Ленске. Основанием для такого решения стала задолженность по налогам в размере 1 копейки. В настоящее время субсидия выделена.

Внимание прокуроров привлекли вопросы соблюдения прав инвесторов в сфере землепользования, в том числе в рамках проекта «Дальневосточный гектар». В государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о границах населенных пунктов, ненадлежащим образом были подготовлены схемы размещения земельных участков, публиковалась неполная и недостоверная информация об имеющихся свободных территориях, неэффективно велась работа по созданию необходимой инфраструктуры. По требованию прокуроров нарушения устранены, соблюдение обязательных требований взято ими на контроль.

Прокурорами дана оценка нарушениям при оказании публичных услуг в градостроительной сфере. Во многих муниципалитетах, входящих в свободный порт Владивосток, должностные лица до проведения проверки вообще не знали о специальных требованиях закона к сокращенному сроку выдачи разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию. По протестам прокуроров в соответствие с законом приведены положения административных регламентов.

Прокуроры пресекли факты излишнего административного давления на инвесторов со стороны контрольно-надзорных органов. Предприниматели Дальнего Востока подвергались особо пристальному вниманию органов МЧС России, Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Проверки проводились без обязательного согласования с Минвостокразвития России. В этой связи прокурорами за самоуправство возбуждено 7 административных производств.

В результате прокурорского вмешательства устранены ограничения прав инвесторов в таможенной и транспортной сфере. Так, по представлению Находкинского транспортного прокурора отменено незаконное решение о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных резидентом свободного порта Владивосток.

Уголовно-правовой оценки потребовали факты коррупционных деяний, связанных с хищением в Хабаровском крае средств, инвестированных в железнодорожную инфраструктуру. По инициативе прокуроров по фактам мошенничества на сумму более 163 млн рублей возбуждено 8 уголовных дел.

Юрий Гулягин обратил внимание прокуроров на недостаточное использование полномочий по инициированию уголовного преследования недобросовестных чиновников. Он указал на необходимость кардинально расширить применение уголовно-правовых средств реагирования по фактам неправомерных действий, препятствующих законной предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Итогом совместной коллегии Генпрокуратуры России и Минвостокразвития стало утверждение комплекса мероприятий по противодействию нарушениям прав инвесторов и укреплению законности в данной сфере.

Генеральный прокурор Российской Федерации в заключительном слове поставил перед прокурорами задачи по дальнейшей защите прав инвесторов.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

«Уважаемые коллеги!

Мы обсудили вопросы обеспечения законности в сфере защиты прав инвесторов на территории Дальневосточного федерального округа.

Конкретные задачи экономического характера поставлены Министром по развитию Дальнего Востока Галушкой Александром Сергеевичем.

Я в свою очередь остановлюсь на вопросах, которые предстоит решать прокурорам.

Первое. Органам прокуратуры необходимо акцентировать внимание на обеспечении средствами надзора законности региональных и муниципальных нормативных актов в рассматриваемой сфере. Их несоответствие федеральному законодательству является сдерживающим фактором для развития инвестиционной деятельности в регионах.

Важно следить и за обязательным проведением органами власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, принимаемых в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Второе. Большое значение для создания благоприятных условий по привлечению инвестиций имеет государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Эффективность ее реализации зависит от соблюдения законности при расходовании бюджетных средств, оказании госуслуг и полноты исполнения контрактов, заключенных в рамках данной Программы.

Проверка всех этих вопросов должна находиться в поле зрения прокуроров. Обеспечьте своевременное и жесткое реагирование на выявляемые нарушения.

Также необходимо добиваться выполнения органами власти и местного самоуправления мероприятий по созданию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития.

Третье. Требует координации деятельность контролирующих органов по проверке резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток.

Положения закона об обязательном согласовании таких мероприятий с Минвостокразвития, проведении их в сокращенные сроки должно неукоснительно соблюдаться.

Четвертое. Решительно пресекайте факты волокиты, незаконных отказов должностных лиц государственных органов в предоставлении инвесторам земельных участков, в выдаче им разрешительной документации в сфере строительства и технических условий на присоединение к коммунальным сетям.

В числе основных приоритетов должно оставаться реальное устранение нарушений, выявленных в ходе проверок, восстановление законных интересов предпринимателей.

Пятое. Мониторинг состояния законности в сфере защиты прав инвесторов должен проводиться на системной основе.

Для оперативного получения сведений о нарушениях закона обеспечьте надлежащий обмен информацией между прокуратурой, органами государственной власти и правоохранительными ведомствами.

В этих целях также используйте потенциал Общественных советов, региональных объединений предпринимательского сообщества, средств массовой информации и возможности Всероссийского дня приема предпринимателей.

Шестое. Требую от прокуроров субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, держать на особом контроле рассмотрение поступающих от инвесторов обращений.

При подтверждении фактов ограничения их прав осуществлять немедленное реагирование, в необходимых случаях инициировать проведение проверок в порядке уголовно-процессуального законодательства.

Седьмое. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства подготовить проект приказа об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства об инвестиционной деятельности.

Кроме того, с целью повышения качества и эффективности проводимых проверок в рассматриваемой сфере с привлечением специалистов Академии Генеральной прокуратуры разработать методические рекомендации прокурорам, в том числе с учетом действующих в Дальневосточном федеральном округе специальных режимов осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Восьмое. Поддерживаю предложение об образовании в Генеральной прокуратуре совместной с Министерством по развитию Дальнего Востока межведомственной рабочей группы по защите прав инвесторов, в задачу которой также будет входить рассмотрение актуальных проблем при реализации инвестиционных проектов, требующих урегулирования на федеральном уровне.

Такую группу необходимо создать в кратчайшие сроки.

Девятое. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока подготовить информацию о состоянии законности в рассматриваемой области и не позднее августа текущего года направить ее Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации.

И последнее. В сентябре этого года состоится третий Восточный международный экономический форум. В этой связи прокурорам необходимо проанализировать состояние законности в сфере защиты прав иностранных инвесторов. Крайне важно обеспечить неукоснительное соблюдение гарантий осуществления их деятельности в нашей стране.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю принять проект решения коллегии за основу, оперативно доработать его с учетом прозвучавших сегодня предложений, и направить для исполнения.

Благодарю за внимание!» 

29 июня 2017, 05:55

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка поздравил работников органов прокуратуры с Днем России

Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось торжественное собрание, посвященное празднованию Дня России.

В мероприятии приняли участие Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, заместители Генерального прокурора РФ, работники центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

С приветственной речью выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, который поздравил сотрудников прокуратуры с Днем России.

Предлагаем Вашему вниманию текст выступления Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки.

«Уважаемые коллеги!

Поздравляю вас с праздником – с Днём России! Это один из самых молодых и в то же время один из самых значимых государственных праздников. Он ознаменовал новый этап в многовековой истории нашего отечества, основанный на принципах господства права и верховенства закона, признании прав и свобод человека высшей ценностью.

Именно от профессионализма прокуроров, верности служебному долгу, добросовестного отношения к обязанностям во многом зависит судьба России как правового государства.

В настоящее время перед органами прокуратуры стоят серьезные задачи государственной значимости. Ежедневно прокуроры прикладывают максимальные усилия для укрепления законности в сфере защиты прав социально уязвимых категорий граждан и предпринимателей, в сфере борьбы с коррупцией и защиты окружающей среды, в сфере противодействия экстремизму и терроризму и многих других сферах.

Наиболее важной задачей, поставленной перед прокурорами руководством страны, остается защита прав граждан. Как сказал Президент Российской Федерации, прокуратура – око государства, следящее за соблюдением интересов граждан. Именно эта правозащитная миссия прокуратуры должна быть для нас приоритетом. Только так мы сможем способствовать созданию в обществе атмосферы законности и правопорядка, чтобы каждый гражданин России чувствовал, что он находится под защитой государства.

Дорогие друзья!

В связи с празднованием Дня России мною подписаны приказы о награждении ведомственными наградами 116 человек, в том числе 66 работников центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 25 работников Главной военной прокуратуры, 13 работников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и 12 ветеранов органов прокуратуры.

Отмечая ваши заслуги перед государством и обществом, я уверен, что вы и впредь будете достойно нести высокое звание прокурорского работника во славу нашего Отечества.

С праздником!»

09 июня 2017, 13:07

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка выступил на парламентских слушаниях в Совете Федерации по вопросу правоприменительной практики прокуратуры по противодействию вмешательству во внутренние дела России

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка в ходе участия в парламентских слушаниях в Совете Федерации осветил вопрос о правоприменительной практике органов прокуратуры по предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

В своем выступлении Юрий Чайка рассказал о результатах проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой в отношении некоммерческих организаций – иностранных агентов, а также иностранных и международных неправительственных организаций, по которым приняты решения о нежелательности их деятельности на территории Российской Федерации.

В частности, Юрий Чайка отметил, что из 73 проверенных зарубежных структур нежелательными признаны 10. Это организации, инициировавшие незаконные публичные мероприятия, активно участвующие в избирательных кампаниях, лоббируя интересы иностранных государств, а также осуществлявшие иные действия, прямо направленные на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации.

В докладе Генерального прокурора Российской Федерации освещены имеющиеся в практике правоприменения проблемы и высказан ряд предложений о совершенствовании федерального законодательства в этой сфере.

07 июня 2017, 13:10

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка принял участие в работе Петербургского международного экономического форума

Сегодня, 1 июня 2017 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил на панельной сессии «Российская юрисдикция – фактор притяжения инвестиций» Петербургского международного экономического форума. Генпрокурор России рассказал о приоритетах в работе органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, а также продемонстрировал аудитории специально подготовленный к форуму презентационный видеоролик, в котором были отражены все адресные механизмы правовой защиты бизнеса и показатели их эффективности.

Как отметил Юрий Чайка, российская прокуратура уделяет значительное внимание защите добросовестных иностранных инвесторов, которые обеспечивают приток в Россию иностранного капитала и во многом способствуют развитию российской экономики.

Каждый сигнал представителей иностранного бизнес-сообщества о нарушении их прав в России тщательно проверяется, и по итогам применяются соответствующие меры реагирования.

Для повышения эффективности зашиты прав иностранных предпринимателей сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации регулярно взаимодействуют с зарубежными коллегами. Заключаются необходимые соглашения, осуществляется правовая помощь по уголовным делам. Обмен опытом, в частности, состоялся в 2015-2016 годах с коллегами из Беларуси, Болгарии, Китая.

Одним из надежных партнеров также является прокуратура Израиля. В апреле этого года, впервые за весь период взаимодействия между Генеральными прокуратурами России и Израиля на уровне руководителей подписан Меморандум о сотрудничестве. Документ касается, в том числе, помощи по изъятию и возврату активов, полученных преступным путем. Стороны рассчитывают на то, что реализация Меморандума будет способствовать защите прав бизнесменов обеих стран.

По словам Юрия Чайки, у органов прокуратуры сегодня есть возможности для оказания реальной помощи бизнес-сообществу.

За последние два с половиной года при формировании ежегодных планов проверок субъектов предпринимательства и согласовании таких внеплановых мероприятий прокурорами отклонено почти миллион заявлений контролирующих органов. За нарушения законодательства в этой сфере по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены свыше 60 тыс. должностных лиц.

Только за последние полтора года по требованиям прокуроров бизнесу (прежде всего, малому и среднему) возвращено около 50 млрд рублей за выполненные государственные и муниципальные контракты. За 2016 год в целях восстановления прав хозяйствующих субъектов внесено почти 8 тысяч представлений. Более 3 тысяч 600 должностных лиц понесли дисциплинарную ответственность, 332 – административную. По 22 из 39 направленных в следственные органы материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела

Генеральная прокуратура также запустила адресные каналы коммуникации с предпринимателями. В ходе своего выступления на прошлогоднем ПМЭФ Юрий Чайка анонсировал создание электронного адреса businesspravo@genproc.gov.ru для связи с предпринимателями, который взял на личный контроль. На сегодняшний день на него поступило около 850 обращений от бизнесменов. Наибольшее их число касалось неправомерных действий в отношении имущества хозяйствующих субъектов, в том числе принятия незаконных решений в отношении объектов недвижимого имущества, проявлений рейдерства (около 330). Также многие заявители жалуются на необоснованное уголовное преследование, заключение под стражу (около 200), нарушение порядка предоставления публичных услуг и размещения заказов для публичных нужд (более 180), нарушение порядка проведения проверок (более 90), необоснованного принятия мер административного принуждения (более 50).

Кроме того, с 4 апреля 2017 года каждый первый вторник месяца на всех уровнях ведомства, вплоть до районного звена, проводится Всероссийский день приема предпринимателей. По итогам двух прошедших дней приема к прокурорам обратились свыше 1100 предпринимателей. Подано более 500 обращений. Отдельные регионы повысили статус тематического приема. Так, в Ростовской области прием предпринимателей лично проводил Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Андрей Кикоть.

Всего в результате принятых прокурорами мер в прошедшем году удалось выявить 169,7 тыс. нарушений прав предпринимателей. С целью их устранения внесено 30,9 тыс. представлений, принесено 24,9 тыс. протестов, в суды направлено 2,7 тыс. исков, объявлено 1,1 тыс. предостережений, по представлению прокурора 23,3 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 3,2 тыс. лиц - к административной ответственности, в следственные органы направлено 134 материала для принятия решения об уголовном преследовании, возбуждено 99 уголовных дел.

Генеральная прокуратура продолжает совершенствовать механизмы взаимодействия с гражданами и предпринимательским сообществом. В настоящее время совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разрабатывается проект опции онлайн-обращения в органы прокуратуры на Едином портале госуслуг. Граждане смогут отслеживать статус обработки обращения и получать оперативный ответ в электронном виде.

01 июня 2017, 17:20

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Сегодня Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2016 году и о проделанной работе по их укреплению.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

«Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Сегодняшний доклад основан на материалах надзорной практики прокуроров и результатах работы органов государственной власти. В совокупности они свидетельствуют, что принятыми в прошедшем году мерами в основном удалось обеспечить законность и правопорядок в нашей стране.

В отведенное регламентом время я остановлюсь на наиболее важных для граждан и государства направлениях.

***

Одним из значимых политических событий 2016 года стали выборы в Государственную Думу.

Усилия прокуроров были нацелены на то, чтобы избирательная кампания прошла в строгом соответствии с законом.

Средствами надзора пресекались нарушения порядка формирования списков избирателей, предвыборной агитации, финансирования кампании.

Всего по результатам принятых мер устранено 1,5 тыс. нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечены 266 должностных лиц и 120 к административной.

В конце текущего года начнется избирательная кампания по выборам Главы государства. В связи с чем нам предстоит использовать весь накопленный опыт для ее надзорного сопровождения.

***

В центре внимания прокуроров находились вопросы исполнения трудового и пенсионного законодательства, защиты прав ветеранов, несовершеннолетних.

В 2016 году выявлено более 3 млн. нарушений прав и свобод граждан. В их защиту в суды направлено почти 600 тыс. исков на сумму 14 млрд. руб. Подавляющее их большинство (70%) заявлялось в интересах работников, не получивших заработную плату. В целом мерами прокурорского реагирования удалось погасить задолженность по зарплате в размере 28,5 млрд. руб.

Принципиального реагирования требовала ситуация с соблюдением прав людей с ограниченными возможностями. И хотя в последнее время она находится под контролем федеральных органов власти, общественных организаций, случаев нарушений закона, безответственного отношения чиновников к своим должностным обязанностям еще достаточно.

Меры реагирования принимались по фактам неоказания инвалидам медицинской помощи, уклонения от выдачи льготных рецептов, необоснованного уменьшения количества выдаваемых лекарств.

Крайне актуальна проблема несоблюдения трудовых прав инвалидов, а в ряде случаев бюджетные средства, выделенные на создание для них рабочих мест, расхищались.

С учетом особой значимости данной сферы сейчас мы совместно с Минтрудом реализуем комплекс дополнительных мер для защиты людей с ограниченными возможностями.

***

Традиционное внимание в прошедшем году придавалось надзору за соблюдением законов в различных отраслях экономики, где выявлено и пресечено более 1 млн. нарушений.

Мы действовали в тесном контакте с нашими коллегами из правоохранительных и контролирующих органов, в частности в рамках противодействия правонарушениям в жилищно-коммунальном комплексе.

Эта сфера по-прежнему требует постоянного внимания и контроля.

Не искоренены факты завышения тарифов на услуги путем неправомерного включения в них затрат предприятий, не относящихся к производству и распределению коммунальных ресурсов. Все это ложилось дополнительным бременем на плечи добросовестных плательщиков.

Несоблюдение порядка тарифообразования в ряде случаев было связано с коррупцией. В Брянской области к 5 годам лишения свободы осуждена руководитель регионального органа тарифного регулирования, которая в интересах компаний, подконтрольных ее сыну, способствовала утверждению завышенных цен на передачу ими электроэнергии. Ущерб от ее действий превысил 15 млн. руб.

Имеют место факты хищения средств, предназначенных для строительства домов взамен аварийных.

Прокуроры в каждом случае реагировали на правонарушения криминального характера в жилищно-коммунальной отрасли. В следственные органы направлено 1 тыс. 100 материалов, по которым возбуждено более 900 уголовных дел.

Всего в прошлом году выявлено 350 тыс. нарушений законов в сфере ЖКХ, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 73 тыс. виновных лиц.

***

Особое внимание уделялось органами прокуратуры укреплению законности в оборонно-промышленном комплексе.

Результаты прокурорских проверок государственных заказчиков оборонной продукции, а также крупнейших предприятий отрасли (только за последний год их проверено более 2,5 тыс.) свидетельствуют о положительных изменениях в сфере ОПК.

В первую очередь они касаются своевременного исполнения оборонного заказа на 99%.

Вместе с тем есть и проблемы. В прошедшем году выявлено 20 тыс. нарушений законов, по материалам прокуроров возбуждено 264 уголовных дела.

Пресекались хищения бюджетных средств, главным образом путем включения в кооперацию большого количества посредников (до 5 и более звеньев, каждое из которых получало свою часть необоснованной прибыли).

Не искоренены случаи использования для хищения бюджетных средств фирм-однодневок. Например, в г. Москве расследуется преступная деятельность организации, оказывающей услуги по созданию юридических лиц. Только представьте, на трех безработных граждан было зарегистрировано 800 фирм. Исходя из материалов проверок, проведенных прокурорами совместно с ФСБ установлено, что услугами таких организаций пользовались и контрагенты головных исполнителей гособоронзаказа для вывода поступивших средств.

В целях эффективного преодоления указанных и других проблем проведены 
2 межведомственных совещания в Санкт-Петербурге и Томске. Выработаны решения, которые позволят улучшить состояние законности в этой сфере. Их реализация находится под нашим контролем.

***

В 2016 г. прокурорами устранено 170 тыс. нарушений прав предпринимателей.

Помимо сокращения числа проверок контролирующих органов, пресекались случаи установления чиновниками непредусмотренных законами процедур, запретов, взимания платежей.

Отдельные усилия направлялись на восстановление интересов фермеров. Например, в Волгоградской области по требованию прокуратуры приняты регламенты оказания услуг по субсидированию сельхозпроизводителей.

Выявлялись факты необеспечения закупок у малых предприятий. В Чеченской Республике за несоблюдение такой обязанности по инициативе прокуроров 40 чиновников привлечено к административной ответственности.

С учетом поручения Президента России прокурорами во взаимодействии с бизнес- омбудсменами, главами регионов принимаются меры к погашению задолженности государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями. За год она сократилась на 40 млрд. руб. Это огромные суммы. Изъятие их из оборота, бесспорно, негативно влияет на развитие бизнеса.

Для оперативного реагирования на сигналы бизнес-сообщества о нарушениях закона нами почти год назад создан электронный канал прямой связи предпринимателей лично с Генеральным прокурором.

На него поступило свыше 700 обращений по вопросам нарушения имущественных прав бизнесменов, попыток оказания давления на них посредством уголовно-правовых мер, все они взяты на контроль.

Данный ресурс уже доказал свою эффективность. Практически каждая третья жалоба удовлетворена, права бизнесменов восстановлены.

Буквально с апреля этого года во всех подразделениях, от Генеральной прокуратуры до прокуратуры районного звена, введен единый день приема предпринимателей.

Меры к развитию коммуникаций с бизнес-сообществом в качестве действенного инструмента влияния на состояние законности будут нами приниматься и впредь.

***

Высокое качество жизни и здоровья наших граждан может быть обеспечено только при условии сохранения благоприятной окружающей среды.

В прошлом году надзор за исполнением законов в экологической сфере заметно активизирован.

Проведены межведомственные совещания в г. Салехарде о недропользовании в Арктике, о защите природы Сибири и Дальнего Востока в г. Улан-Удэ и совместная коллегия с Минвостокразвития в г. Хабаровске, посвященная сохранению водных биоресурсов. По их итогам выработаны дополнительные меры для улучшения состояния законности.

Повышенное внимание уделено лесной отрасли. Ежегодно незаконными рубками уничтожается 1 млн. гектаров леса, фиксируется свыше 11 тыс. природных пожаров. Прокурорами выявлено более 50 тыс. нарушений лесного законодательства, в суды предъявлено
5 тыс. исков на сумму 600 млн. руб., из которых 
80 % уже удовлетворено. По нашим материалам возбуждено 1 230 уголовных дел.

На особом контроле находились вопросы защиты особо охраняемых природных территорий.

По итогам всех надзорных мероприятий Президенту и Правительству направлены 
законодательные предложения об ужесточении административного и уголовного наказания в экологической сфере, конфискации транспортных средств браконьеров и «черных лесорубов». Кроме того, мы вышли с инициативой вернуть полномочия по охране и использованию лесов из проблемных регионов на федеральный уровень.

В Год экологии надзор будет направлен на пресечение нарушений законодательства об отходах, защиту водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

***

В последнее время значительные усилия государства затрачены на создание эффективных механизмов противодействия незаконной миграции.

Несмотря на принимаемые меры, число нарушений законодательства, выявленных прокурорами в этой сфере, остается значительным (в прошедшем году – 40 тыс.). Уполномоченные ведомства не в полном объеме выполняют возложенные на них функции по контролю за въездом, пребыванием и выездом иностранцев.

Как следствие – сохраняется большое число нелегальных мигрантов.

При этом Интернет изобилует предложениями о способах заключения фиктивных браков, продаже паспортов гражданина Российской Федерации, видов на жительство и иных документов, подтверждающих законность пребывания на территории страны.

В Алтайском и Краснодарском краях, Республике Саха-Якутия и других регионах прокуроры через суд добивались блокировки доступа к таким сайтам.

Но очевидно, что требуется активизация работы других правоохранительных и государственных органов, в том числе в связи с незаконным использованием труда иностранцев, их размещением в так называемых «резиновых квартирах».

Необходимо срочно решать проблему административного выдворения незаконных мигрантов за пределы страны.

В конце прошлого года мы проверили деятельность центров временного содержания иностранных граждан.

В ряде регионов количество содержащихся в них лиц значительно превышало нормативную вместимость. Поэтому администрации центров отказывали в приеме иностранцев, невзирая на решения судов об административном выдворении. А люди, которые уже находились в них, из-за недостатка финансирования ожидали депортации порой от 3 до 6 месяцев.

При этом на содержание только одного мигранта в месяц затрачивается 23 тыс. рублей, что в два раза больше, чем стоимость авиабилета из России в страны ближнего зарубежья.

О результатах проверки проинформировано руководство страны. Правительством выделены дополнительные бюджетные средства для исполнения решений судов о выдворении иностранных граждан за пределы России.

***

Значительные усилия прокуратуры, органов государственной власти и правоохранительных ведомств в минувшем году были направлены на борьбу с коррупционными правонарушениями.

Прокурорами их выявлено свыше 325 тыс., с целью устранения которых внесено 67 тыс. представлений, принесено почти 45 тыс. протестов, в суды направлено более 10 тыс. исковых заявлений.

При этом четверть нарушений, а это почти 
80 тыс., связана с предоставлением государственными и муниципальными служащими неполных или недостоверных сведений о доходах, а также при осуществлении контроля за расходами отдельной категории лиц.

На основании материалов, полученных по итогам контроля за расходами, прокурорами в 2016 г. заявлено 29 исков об обращении в доход государства недвижимости и иного имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Судами уже удовлетворено 15 из них.

По ряду судебных решений исполнительное производство завершено. Только у бывшего губернатора Сахалина Хорошавина изъято такого имущества почти на 1 млрд. 
800 млн. рублей.

Эту работу мы будем продолжать и совершенствовать. С руководителями федеральных министерств и ведомств достигнуто полное понимание о необходимости повышения эффективности работы кадровых подразделений по проверке деклараций о доходах, представляемых госслужащими.

Важную роль в борьбе с коррупцией играли меры уголовно-правового характера. Приоритетными оставались пресечение «откатов» в сфере закупок, хищений и нецелевого использования бюджетных средств.

В 2016 г. зарегистрировано почти 33 тыс. преступлений коррупционной направленности. Причем все тенденции в структуре и динамике коррупционной преступности в основном сохранились. Это отвечает фактическому положению дел, поскольку в результате возложения на органы прокуратуры функции по ведению уголовно-правовой статистики учет коррупционных деяний стал намного объективнее и прозрачнее.

В целом можно говорить, что, благодаря реализации полномочий в указанной сфере, на сегодняшний день общество располагает более реальной картиной преступности, включая ее социально-криминологический срез. И это, я считаю, очень важным.

Характеризуя общее состояние преступности, следует отметить, что после всплеска в 2015 г., в прошедшем - зафиксировано сокращение числа зарегистрированных преступлений почти на 10%, их учтено 2 млн. 160 тыс. Причем данная тенденция характерна для большинства регионов (77).

Вместе с тем, вновь приходится обратить внимание на недостатки профилактической работы. Неуклонно растет удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, а также в состоянии алкогольного опьянения.

В связи с чем ужесточен спрос с прокуроров и руководителей подразделений, проводящих работу с условно осужденными, лицами, освобожденными из мест лишения свободы, трудными подростками, за ее результаты.

Не буду много говорить о следственной составляющей в деятельности правоохранительных органов. Выражу общее мнение прокуроров, что повсеместно следствие «проседает». Количество выявленных прокурорами нарушений в деятельности всех органов предварительного расследования за год вновь возросло, превысив 5 млн.

При этом, с одной стороны упрощается процесс сбора доказательств, установления причинной связи между деянием и последствиями, с другой - расследование сложных дел растягивается на годы. Причем в последнее время ситуация все больше усугубляется.

В прошедшем году свыше 12 месяцев в подразделениях МВД России расследовано 
1 тыс. 864 дела (рост на 60%), а в Следственном комитете - 1 тыс. 435 (+ 25%). Примечательно, что с 2015 года в отчетность Следственного комитета введен показатель – «остаток неоконченных дел со сроком расследования свыше 3 лет». Ну и как вы наверное догадались, эта строка отчета не пустует. В 2016 году в ней отражено 247 дел (+ 10%).

Число арестованных по неоконченным делам следователей МВД и СК России также увеличилось на 4% и составило почти 26 тыс. человек, из них 1 тыс. 300 (рост на 69%) на конец 2016 г. содержались в следственных изоляторах уже более года.

Руководству правоохранительных ведомств мы уже указывали на эти недостатки. Поэтому прокурорам мною поручено еще раз совместно со следственными органами проанализировать причины их повторяемости, и выработать меры к устранению.

***

В прошедшем году продолжилась работа по обеспечению законности в транспортной сфере. Выявлено 188 тыс. нарушений закона.

Отчасти этому способствовало длительное непринятие Минтрансом России ряда важных подзаконных нормативных актов.

Обеспокоенность вызывает состояние контроля на транспорте, особенно в области воздушных перевозок.

Так, в ходе проверки Генеральной прокуратуры установлено, что в минувшем году комиссиями Ространснадзора серьезные нарушения на воздушных линиях не вскрывались, в основном фиксировались незначительные недостатки. Это неудивительно, ведь пребывание инспекторов в зарубежных командировках полностью оплачивалось проверяемыми авиакомпаниями.

Более того, проверяющие Ространснадзора, не имея летного образования и квалификации, осуществляли контроль за действиями пилотов в воздухе и получали незаконные квартальные выплаты (около 200 тыс. руб.).

В связи с этим мы потребовали от Ространснадзора кардинально пересмотреть подходы к собственной надзорной деятельности и усилить профилактику коррупционных правонарушений.

***

В 2016 г. при координирующей роли Национального антитеррористического комитета прокурорами совместно с правоохранительными органами уделялось повышенное внимание противодействию экстремизму и терроризму.

В указанный период выявлено 2 227 преступлений террористического характера, две трети которых составили факты участия граждан в незаконных вооруженных формированиях, террористических организациях в России и за рубежом.

В этих условиях усилия прокуроров были направлены на активизацию надзора за выявлением каналов вербовки в террористические группировки, их финансирования, а также создания гарантий безопасности для граждан.

В суды направлено почти 18 тыс. исков, из них 15 тыс. об обязании руководителей организаций принять меры антитеррористической защищенности социальных учреждений, объектов транспорта, промышленности, а также строящихся к чемпионату мира по футболу спортивных сооружений.

Генпрокуратурой с участием Минюста, ФСБ и МВД принимались все меры для недопущения вмешательства во внутренние дела нашей страны, обеспечения безопасности государства и граждан.

В результате судами одна организация признана террористической и 8 – экстремистскими. Все они имели зарубежные центры, оттуда фактически и управлялись.

Кроме того, в 2016 г. признаны нежелательными в России 3 иностранные неправительственные организации. Целями их работы в нашей стране являлись инициирование смены власти неконституционным путем, попытки оказания влияния на принимаемые государственными органами решения, что расценено как угроза основам конституционного строя.

Совместно с правоохранительными органами, региональными властями, гражданским обществом нами велась профилактическая работа с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии.

В 2016 г. по требованиям Генпрокуратуры заблокирован доступ к 1,2 тыс. Интернет-ресурсам, посредством которых распространялись идеи радикального ислама, призывы к террористической деятельности. С 18,5 тыс. сайтов удалена противоправная информация экстремистского характера.

В текущем году органы прокуратуры нацелены на раннее предупреждение фактов экстремизма и терроризма, совершенствование механизма защиты информационного пространства и граждан России от данных угроз.

***

В заключение хочу остановиться на очень важной составляющей правозащитной деятельности органов прокуратуры – рассмотрении обращений.

Граждане, представители юридических лиц, общественных организаций ожидают от нас быстрого и эффективного реагирования на свои заявления. И судя по тому, что из года в год их к нам поступает все больше, можно констатировать, что соответствующий рейтинг прокуратуры остается высоким.

В 2016 году количество поступивших письменных обращений снова увеличилось на 7%, составив 4,7 млн., а на личный прием к прокурорам обратилось более 1 млн. человек.

Подавляющее их большинство связано с нарушением жилищного и трудового законодательства, неисполнением судебных решений, нарушением прав юридических лиц, а также по вопросам охраны природы.

По результатам рассмотрения обращений прокурорами в целях устранения нарушений законов, внесено 150 тыс. представлений, для восстановления прав граждан в суды направлено 240 тыс. исков.

Эту работу мы будем продолжать, стараясь реально помочь людям.

***

В рамках подготовки сегодняшнего заседания от членов Совета Федерации поступил ряд предложений правотворческого характера.

Они являются актуальными и переданы в профильные подразделения Генеральной прокуратуры на проработку.

Об их рассмотрении сенаторы будут проинформированы.

Мы благодарим вас за внимание к проблемам совершенствования законодательства, в том числе, регулирующего полномочия органов прокуратуры.

Подводя итоги, скажу, что состояние законности во многом зависит от обеспечения эффективного взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и правоохранительными ведомствами, оперативности и своевременности наших действий.

Мы и в дальнейшем будем средствами прокурорского реагирования, а также в рамках координационной деятельности и международного сотрудничества минимизировать нарушения закона, защищать интересы граждан и государства.

Благодарю за внимание!»

26 апреля 2017, 13:34

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел совещание по вопросам состояния законности в сфере оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам

Сегодня, 19 апреля 2017 года, в г. Ярославле состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации Юрии Чайке, на котором обсуждались вопросы соблюдения законодательства, регулирующего своевременную оплату заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах.

Это уже второе совещание, которое проводится в подобном формате. Впервые такое широкое обсуждение вопросов соблюдения законодательства, регулирующего своевременную оплату заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам, было организовано Генеральной прокуратурой Российской Федерации 24 марта 2016 года.

Участие в совещании приняли заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Ольга Атюкова, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов, заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации Андрей Кульба, первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, руководители субъектов Российской Федерации, входящих в указанные округа, начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные прокуроры, Член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ», Управляющий Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов при «ОПОРЕ РОССИИ» Дмитрий Петровичев, первый вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексай Орджоникидзе, представители других общественных организаций предпринимателей, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.

Открыл мероприятие Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка.

С основным докладом выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман.

Участники совещания отметили, что органы прокуратуры в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах проводят значительную работу, направленную на погашение задолженности перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам.

С этой целью прокуроры внесли 3,5 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 1,8 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 156 - к административной. В органы государственной власти и местного самоуправления направлена 51 информация, 27 материалов передано в органы предварительного расследования для организации процессуальных проверок, по 15 из них возбуждены уголовные дела.

Благодаря прокурорскому вмешательству за полтора года уже погашена задолженность перед предпринимателями на сумму около 21,7 млрд рублей (в Краснодарском крае - 6 млрд рублей, в Московской области – 3,1 млрд рублей, в г. Москве – 1,7 млрд рублей, в Брянской области – 1,5 млрд рублей, в Ярославской и Орловской областях - по 1 млрд рублей).

Однако, несмотря на принимаемые меры, ситуация в данной сфере остается сложной. Выявленный прокурорами субъектов Северо-Западного, Северо-Кавказского, Центрального и Южного федеральных округов совокупный объем долга по государственным и муниципальным контрактам на 1 марта 2017 года составил около 19,3 млрд рублей.

Проведенный анализ показал, что основными причинами образования долгов перед предпринимателями являются дефицит бюджетов различных уровней, заключение государственными и муниципальными заказчиками контрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, включение в них незаконных условий, а также неправомерные действия публичных заказчиков, направленные на уклонение от исполнения взятых обязательств.

При этом органами государственной власти и местного самоуправления не предпринимаются должные меры по наполнению доходной части бюджетов. В надежде на поступление дополнительных денежных средств игнорируются требования законодательства о заключении контрактов только при наличии финансовых ресурсов на их исполнение. В некоторых случаях заказчики совершают преступные действия, направленные на получение для себя выгоды за подписание актов сдачи-приемки выполненных работ, при наличии задолженности по исполненным контрактам оплачивают афиллированным структурам невыполненные ими обязательства.

Так, по материалам проверки прокуратуры г. Брянска возбуждено и расследуется уголовное дело по фактам оплаты должностными лицами ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» невыполненных работ при наличии задолженности по исполненным государственным контрактам в размере свыше 20 млн рублей.

В Республике Коми в суд направлено уголовное дело, возбужденное по материалам прокурорской проверки в отношении руководителя администрации городского округа «Инта» по фактам неправомерного требования передачи ему денежных средств в размере 20 % от цены заключенных с коммерческими организациями 40 муниципальных контрактов за последующую беспрепятственную их оплату. Общая сумма перечисленных чиновнику хозяйствующими субъектами денежных средств составила около 18,9 млн рублей.

Кроме того, неоплата исполненных контрактов порождает дополнительные бюджетные расходы в виде судебных издержек и штрафных санкций.

К примеру, в Краснодарском крае общая сумма штрафных санкций и дополнительных расходов бюджета за несвоевременное исполнение контрактов составила 200 млн рублей, Республике Дагестан – 173,3 млн рублей, Москве – 66,7 млн рублей, Псковской области – 31,4 млн рублей, Орловской области – 17,7 млн рублей, Брянской области – 11,4 млн рублей, Волгоградской области – 5,6 млн рублей.

В целях недопущения таких расходов прокурорами нарабатывается практика предъявления регрессных исков о взыскании излишне выплаченных бюджетных средств с ответственных за задержки лиц.

Только прокуратурой Краснодарского края в суд предъявлено 13 таких исков.

Например, Красноармейский районный суд Краснодарского края удовлетворил требования прокурора Красноармейского района о взыскании с и.о. главы Чебургольского сельского поселения 27,2 тыс. рублей, оплаченных из местного бюджета в связи с ненадлежащим исполнением администрацией поселения обязательств по муниципальному контракту, заключенному в отсутствие лимитов бюджетного финансирования.

В ряде случаев несвоевременная оплата выполненных предпринимателями по контрактам работ влечет для них негативные последствия в виде образования долгов по заработной плате, налогам и сборам, доведения предприятий до банкротства, а также срыва сроков выполнения обязательств перед контрагентами.

Так, только после вмешательства прокуратуры Орловской области правительством региона перечислены средства ОАО «Орелавтодор» за реконструкцию участка автодороги, что позволило погасить долги по зарплате в размере 4,5 млн рублей перед 218 работниками организации.

Особую социальную значимость представляют принимаемые прокурорами меры реагирования в целях сокращения задолженности перед предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, медицинского обеспечения и образования.

Например, после принятия прокуратурой г. Долгопрудного Московской области мер прокурорского реагирования ГБУЗ «Долгопрудненская центральная городская больница» погашена задолженность по исполненным муниципальным контрактам перед 34 контрагентами на сумму свыше 17,1 млн рублей.

В г. Севастополе благодаря прокурорскому вмешательству ГБУЗ «Городская инфекционная больница» погашена задолженность перед 11 подрядчиками на сумму 12,6 млн рублей за поставку медицинских препаратов и установку системы пожарной сигнализации.

Учитывая изложенное, участниками совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации подготовлено решение, которое предусматривает комплекс мероприятий по противодействию в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах нарушениям прав предпринимателей на своевременную оплату товаров (работ, услуг).

19 апреля 2017, 13:29


Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению»

Архив

Видео

Вторая отчетно-выборная конференция Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Забайкальский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура