Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

1 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

2 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

3 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

4 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

5 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

6 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

7 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

8 / 9
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 июня 2019, 15:27

9 / 9

Сегодня, 4 июня 2019 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Центрального, Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

В мероприятии приняли участие представители палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных и региональных органов государственной власти, государственных корпораций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

Открыл заседание Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка:

«Уважаемые коллеги!

Мы продолжаем проведение целевых мероприятий, касающихся исполнения законодательства при обращении твердых коммунальных отходов.

Месяц назад по этой теме состоялось, я считаю, очень полезное совещание в г. Екатеринбурге.

Сегодня мы обсудим состояние законности и практику прокурорского надзора в данной сфере на территории Центрального, Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Для регионов, входящих в указанные округа, вопросы сбора, захоронения и переработки отходов являются наиболее острыми. Это связано с большим объемом их образования и наличием застарелых проблем функционирования полигонов в крупных городских агломерациях.

Данные обстоятельства, безусловно, оказали влияние на то, что в ряде субъектов не смогли своевременно и в полной мере перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, практика прокурорского надзора свидетельствует, что на эффективность проводимой реформы влияют допускаемые нарушения законодательства при ее реализации.

Издаваемые органами власти правовые акты, в том числе устанавливающие тарифы в этой сфере, во многих случаях приводились в соответствие с законом лишь после вмешательства прокуроров (Республика Коми, Брянская, Ленинградская, Новгородская области). Повсеместно в надзорном порядке оспаривались нормативные документы муниципалитетов, которые принимались ими с превышением полномочий.

Зачастую средства региональных бюджетов на исполнение программ в обсуждаемой сфере не предусматриваются или используются не эффективно (Республика Северная Осетия–Алания, Орловская область).

В ряде регионов игнорируется необходимость создания условий для привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий использования вторичных ресурсов. В 38 из 44 субъектов отсутствуют мусороперерабатывающие предприятия, а в 8 – мусоросжигательные заводы и сортировочные комплексы.

Прокурорского реагирования потребовали допущенные нарушения конкурсных процедур при выборе регионального оператора и заключении с ним соглашений (Белгородская, Воронежская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Тверская области).

Массовый характер носят случаи непринятия органами местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированных свалок, отмечается низкая эффективность деятельности муниципального земельного контроля.

В половине субъектов региональные операторы не справляются с принятыми обязательствами по своевременному сбору и утилизации отходов. Фактически в каждом третьем регионе прокурорами пресекались нарушения прав граждан при начислении и взимании платы за эту коммунальную услугу.

Игнорируют требования законодательства и предприятия, которые занимаются транспортировкой и захоронением отходов. Повсеместно не проводится производственный и дозиметрический контроль, не установлены санитарно-защитные зоны, отсутствуют разрешения и иные обязательные документы. Не соблюдаются технологии рекультивации полигонов.

Во многом указанные и другие нарушения связаны с ненадлежащей организацией работы контролирующих органов.

Региональными управлениями Росприроднадзора по Белгородской, Волгоградской, Новгородской, Смоленской, Тульской областям лицензии на обращение с отходами выдавались при отсутствии необходимых документов. Не в полной мере исполняются функции администратора платежей за негативное воздействие на окружающую среду в республиках Карелия, Крым, Архангельской, Калининградской областях.

Территориальные органы Роспотребнадзора не всегда своевременно реагировали на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в процессе сбора и утилизации отходов (Белгородская, Тамбовская области).

Требует совершенствования организация работы правоохранительных органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений в рассматриваемой сфере. За 2018 – 2019 гг. зарегистрировано 600 сообщений о таких деяниях, однако возбуждено только 100 уголовных дел, а до суда дошло лишь 25 из них.

Следует отметить и низкую результативность работы прокуроров по организации уголовного преследования виновных лиц. Количество дел, возбужденных по их материалам в сфере незаконного оборота твердых коммунальных отходов незначительно. При этом в 29 из 44 субъектов такие материалы в органы следствия вообще не направлялись.

В Республике Карелия, Вологодской области и других регионах многочисленные нарушения законодательства, бездействие региональных органов исполнительной власти практически не повлекли прокурорского реагирования.

Уважаемые коллеги!

Сегодня в таком расширенном формате нам важно обсудить имеющиеся проблемы и выработать меры по улучшению ситуации в рассматриваемой сфере».

С основным докладом о результатах надзорной практики и ключевых проблемах в рассматриваемой сфере выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Эмануилович Буксман.

Также в рамках мероприятия прозвучали доклады председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Петровича Майорова, председателя Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимира Владимировича Бурматова, заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Мурада Керимовича Керимова, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Юрьевны Поповой, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланы Геннадьевны Радионовой, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Анатольевича Пузыревского, прокурора Калужской области Александра Юрьевича Гулягина, врио губернатора Мурманской области Андрея Владимировича Чибиса, Волжского межрегионального природоохранного прокурора Вениамина Вениаминовича Селифанова, руководителя публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Дениса Петровича Будаева, председателя наблюдательного совета общества с ограниченной ответственностью «Экотранс» Валерия Всеволодовича Завгороднего.

По результатам совещания в целях обеспечения законности в сфере исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами принято решение о дополнительных мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.

В завершение работы совещания с заключительным словом выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка:

«Уважаемые коллеги!

Мы завершили обсуждение вопросов, касающихся проблем при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Основные задачи, которые предстоит решить в названной сфере, мной поставлены на аналогичном совещании в Екатеринбурге. Считаю необходимым довести их и до участников сегодняшнего мероприятия.

Первое. С учетом широкого спектра допускаемых нарушений, затрагивающих работу всех органов власти органам прокуратуры необходимо обеспечить взаимодействие и регулярный обмен информацией о реализации реформы с Минприроды, Росприроднадзором, Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой, их территориальными органами.

Второе. Прокурорам субъектов, природоохранным, транспортным и военным прокурорам организовать постоянный мониторинг состояния законности в данной области, оперативное реагирование на выявленные нарушения, в первую очередь прав граждан на благоприятную окружающую среду и при начислении платежей за услуги.

Следует ежеквартально анализировать своевременность, полноту и качество проводимых контролирующими органами проверок исполнения законодательства об отходах, а также принимаемых ими мер по возмещению причиненного ущерба.

Третье. Прокурорам держать на контроле реализацию мероприятий национального проекта «Экология» и соответствующих региональных программ, расходование средств, выделяемых на указанные цели.

В случаях несоблюдения финансовой дисциплины, процедур заключения государственных контрактов и сроков их исполнения, правил конкурсных отборов региональных операторов решать вопрос об ответственности должностных лиц.

Четвертое. На регулярной основе проверяйте соблюдение законодательства при строительстве и реконструкции объектов размещения отходов 
I–IV классов опасности.

При отсутствии либо фальсификации санитарно-эпидемиологических заключений, результатов инвентаризаций полигонов, материалов государственной экологической экспертизы принимайте исчерпывающие меры реагирования.

Проверяя деятельность региональных операторов, обращайте внимание на соблюдение ими требований законодательства при проведении торгов на услуги по транспортировке отходов, использовании денежных средств.

При наличии оснований материалы направляйте в следственные органы.

Пятое. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью организовать изучение всех уголовных дел о преступлениях в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Принять меры для устранения отмеченных мной недостатков при осуществлении надзора за их выявлением и расследованием.

Шестое. Прокурорам субъектов, указанным в решении совещания, взять под личный контроль соблюдение органами власти и хозяйствующими субъектами требований законодательства при переходе на новую систему обращения с отходами.

Провести детальный анализ причин отсутствия в регионе инфраструктуры по переработке мусора и последующему использованию вторичных ресурсов. Оценить законность эксплуатации полигонов с высоким заполнением.

Седьмое. Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору во взаимодействии с территориальными органами Росприроднадзора провести проверки исполнения законодательства, направленного на предотвращение и пресечение деятельности по размещению твердых бытовых отходов в охранных зонах водных объектов бассейна реки Волга.

Восьмое. Решение ключевых задач по реформированию отрасли, занимающейся утилизацией отходов, возложено на органы исполнительной власти субъектов.

В этой связи считаю обоснованными рекомендации им, содержащиеся в проекте решения сегодняшнего совещания. Они касаются проведения анализа соответствия территориальных схем федеральному законодательству, расчетных величин нормативов накопления коммунальных отходов размеру их фактического образования.

Кроме того важно принять дополнительные меры, направленные на создание инфраструктуры полного цикла обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимого количества объектов их размещения.

Девятое. Обсуждение показало наличие определенных проблем в работе контролирующих ведомств.

В этой связи Росприроднадзору, Роспотребнадзору надлежит усилить контроль за работой своих территориальных органов, организовать постоянный мониторинг экологических норм при функционировании заполненных полигонов, расположенных в населенных пунктах.

Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе обратить внимание на обоснованность установления и изменения предельных тарифов органами исполнительной власти субъектов, размещения в сети Интернет информации в установленном законом объеме. Соответствующие пункты также содержатся в проекте решения нашего совещания. С ведомствами они согласованы.

Десятое. В связи с тем, что Минприроды является уполномоченным органом по выработке государственной политики в обсуждаемой сфере полагаю необходимым рекомендовать ему ускорить разработку и принятие правовых актов, касающихся установления административной ответственности в области обращения с отходами в зависимости от их общественной опасности, за нарушения правил раздельного сбора отходов и за незаключение договоров с региональным оператором и ряд других.

Одиннадцатое. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства осуществить выезды в наиболее проблемные регионы для оказания практической помощи прокурорам.

С учетом анализа состояния законности во взаимодействии с Университетом прокуратуры направить на места методические рекомендации по проверке деятельности региональных операторов, обоснованности установления тарифов на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов.

И последнее. Считаю необходимым о выработанных предложениях, направленных на улучшение ситуации в сфере обращения твердых коммунальных отходов, и в целом о результатах работы и принятых мерах проинформировать Главу государства и Председателя Правительства.

Уважаемые коллеги!

Как было определено на совещании в Екатеринбурге, по итогам двух заседаний принимается единое решение.

Соответствующий проект подготовлен. В ближайшее время он будет доработан с учетом прозвучавших замечаний и дополнений, и направлен вам для исполнения.

Благодарю за внимание!»


С этой и другими новостями можно ознакомиться на информационно-коммуникационном сервисе Генеральной прокуратуры Российской Федерации «ЭФИР» по адресу: efir.genproc.gov.ru

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив

Мероприятия
и встречи

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Ростове-на-Дону совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Архив

Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Архив

Видео

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка и Министр юстиции Королевства Испания Долорес Дельгадо Гарсия подписали межведомственную программу сотрудничества

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Забайкальский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире