Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 29 мая 2019, 14:15

1 / 5
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 29 мая 2019, 14:15

2 / 5
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 29 мая 2019, 14:15

3 / 5
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 29 мая 2019, 14:15

4 / 5
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 29 мая 2019, 14:15

5 / 5

Сегодня, 29 мая 2019 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации выступил с докладом о результатах работы органов прокуратуры по ряду вопросов.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

«Уважаемый Вячеслав Викторович!

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Благодарю вас за приглашение принять участие в заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа».

В преддверии данного мероприятия от парламентариев к нам поступило много вопросов, в первую очередь касающихся социальной сферы. Разделяя эту заботу депутатского корпуса, мы на постоянной основе проводим надзорные мероприятия, направленные на обеспечение стабильности в обществе, соблюдение прав и свобод граждан.

В результате, в 2018 – 1-м квартале 2019 г. пресечено более 5,3 млн. нарушений законов. По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше одного миллиона виновных лиц, возбуждено 27 тыс. уголовных дел.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что наиболее острой проблемой для граждан остается несоблюдение их трудовых прав. Данного вопроса касались 165 тыс. обращений, разрешенных в органах прокуратуры в прошлом году, больше половины которых (85 тыс.) признаны обоснованными.

Наибольшее число нарушений зафиксировано в сфере оплаты труда.

Прокуроры реагировали на случаи невыплаты заработной платы в установленный законом срок, факты отказов работодателя от оформления трудовых отношений.

Например, только после прокурорского вмешательства свыше 400 работников Дарасунского рудника в Забайкальском крае прекратили акцию протеста из-за задержек зарплаты и получили положенные им 32 млн. руб.

Принимались меры в связи с заключением с гражданами договоров подряда и оказания услуг вместо трудовых соглашений, выплаты «серой» зарплаты, нарушения иных законных интересов при приеме на работу и расторжении трудовых отношений.

Надзорными средствами добивались правильного расчета стимулирующих надбавок, справедливого соотношения выплат руководству и работникам организаций, своевременной индексации зарплаты в связи с ростом потребительских цен, установления ее размера не ниже минимального.

Так, в Красноярском крае по требованию прокурора в одной из организаций произведен перерасчет заработной платы, которая была ниже МРОТ, и почти 200 работникам доначислено 3,6 млн. руб.

Привлекались к ответственности должностные лица предприятий, не сообщавшие в Росстат о просроченной задолженности по зарплате. В Ханты-Мансийском автономном округе за сокрытие долгов перед 70 работниками руководитель коммерческой организации по инициативе прокурора привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Как показывает практика, проблема скрытой задолженности стоит достаточно остро. Только в Приволжском и Сибирском федеральных округах прокурорами выявлено 1,4 млрд. руб. таких долгов, в связи с чем осуществлено необходимое реагирование.

Под особым контролем прокуроров находилась ситуация с выплатой зарплаты на предприятиях-банкротах, на долю которых приходится больше половины всей задолженности по стране перед трудовыми коллективами.

Выявлялись случаи вывода руководителями таких обществ ликвидных активов, бездействия конкурсных управляющих, что негативно сказывалось на экономическом состоянии организаций и не позволяло обеспечить погашение долгов по зарплате.

Например, в Республике Калмыкия по постановлению прокурора арбитражным судом дисквалифицирован управляющий, который не принимал мер по реализации имущества предприятия-должника.

К сожалению, неудовлетворительно сказывались на состоянии законности в указанной сфере недостатки в деятельности ряда государственных органов.

Судебными приставами не принималось достаточных мер по установлению имущества должников, несвоевременно обращалось на него взыскание. Органами Роструда допускались нарушения при проведении проверок по обращениям граждан, не в полной мере реализовывались контрольные полномочия.

Во всех таких случаях прокурорами принимались меры реагирования.

Прокурорскими проверками также охвачены вопросы содействия занятости населения, создания на производствах безопасных условий труда.

Выявлялись факты непроведения специальной оценки условий труда, допуска к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, не обеспеченных средствами индивидуальной защиты.

Осуществлялось реагирование в связи нарушением сроков извещения уполномоченных органов о несчастных случаях на производстве и порядка их расследования.

Всего в сфере трудового законодательства защищены права 620 тыс. работников, по требованию прокуроров погашена задолженность по заработной плате в размере 26 млрд. руб.

В связи с допущенными нарушениями почти 115 тыс. виновных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. Остаток долга по зарплате на 1 мая текущего года составляет 2,9 млрд. руб.

Кроме того, в рамках исполнения поручения Президента страны по обеспечению законности при оплате государственных контрактов, прокурорам в прошлом году удалось добиться погашения задолженности перед предпринимателями в размере более 34 млрд. рублей. А всего за последние 3,5 года – 120 млрд. руб.

Это не только защита малого и среднего бизнеса, но и выплата тех же самых долгов по заработной плате, сохранение рабочих мест.

С целью более эффективной защиты трудовых прав граждан в марте текущего года мной подписан приказ, определяющий основные задачи прокуроров в указанной сфере.

В нем акцентировано внимание на наиболее чувствительных направлениях, в том числе обеспечении занятости граждан предпенсионного возраста, инвалидов, молодежи, ликвидации задолженности на предприятиях-банкротах, индексации оплаты труда.

Отдельно хотел бы отметить, что обращения граждан предпенсионного возраста о нарушениях при приеме на работу и увольнении в Генеральную прокуратуру до сегодняшнего дня не поступали.

Безусловно, при наличии таких жалоб прокуроры будут добиваться восстановления прав и привлечения виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Исключительно важное значение для граждан имеет полноценная реализации их конституционного права на охрану здоровья.

Сегодня на первый план выходят вопросы, связанные с обеспечением населения качественными медицинскими услугами.

Во многих регионах потребовалось прокурорское вмешательство для укомплектования медицинским оборудованием автомобилей скорой помощи, создания патронажных бригад для выезда к тяжелобольным, проведения профилактических осмотров, возобновления работы фельдшерских пунктов в отдаленных районах.

По нашей инициативе региональными властями за счет средств бюджета организована перевозка граждан от места проживания до клиник гемодиализа и обратно.

Благодаря принятым мерам сведены к минимуму случаи неправомерного завышения цен на жизненно важные препараты.

Принципиально реагировали прокуроры на несоблюдение прав наименее защищенных категорий населения – инвалидов, пенсионеров, в том числе в сфере социальной защиты, транспортного обслуживания, жилищного обеспечения.

Например, в Саратовской области по результатам рассмотрения судом иска прокурора к региональному министерству коммунального хозяйства приняты меры к обеспечению жильем ряда граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Пресекались нарушения законодательства при признании граждан инвалидами, случаи уклонения от предоставления им льготных рецептов, санаторного лечения, технических средств реабилитации.

Под пристальным вниманием прокуроров остаются вопросы соблюдения прав граждан с ограниченными возможностями, проживающих в учреждениях социального обслуживания. К сожалению, в них далеко не всегда соблюдаются законодательство об охране здоровья, санитарно-эпидемиологические нормы, правила пожарной безопасности.

По требованию органов прокуратуры устранялись нарушения при назначении, перерасчете и выплате пенсий, в том числе связанные с неправомерным снижением их размера, необоснованным отказом гражданам о включении в трудовой стаж периодов работы и военной службы. Восстанавливались права получателей пенсий по случаю потери кормильца, по инвалидности и старости.

В результате в прошлом году в сферах пенсионного законодательства, здравоохранения, соблюдения социальных гарантий инвалидов были защищены права 42 тыс. человек. А к виновным должностным лицам применены строгие меры взыскания, 37 тыс. из них привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 280 уголовных дел.

Наше здоровье зависит от многих факторов. Одним из главных является благоприятная экологическая обстановка.

В первую очередь, людей волнует решение глобальной проблемы уничтожения мусора.

Результаты надзорных проверок показывают, что, несмотря на трехгодичный подготовительный период, не во всех регионах смогли своевременно перейти на новые формы работы с твердыми коммунальными отходами. Отсутствует достаточное количество сортировочных комплексов, полигонов и мусоросжигательных заводов. Наиболее пагубное влияние на природу оказывают отходы I и II класса опасности.

В связи с этим прокуроры постоянно контролируют ситуацию с обеспечением безопасного обращения с ними.

Вскрываются факты несоблюдения закона в деятельности хозяйствующих субъектов, которые зачастую работают без утвержденных лимитов на образование опасных отходов, положительного заключения экологической экспертизы, лицензий.

Эти недостатки во многом обусловлены ненадлежащей организацией госконтроля.

Поэтому среди наказанных по актам прокурорского реагирования в дисциплинарном и административном порядке почти 36 тыс. виновных лиц, значительную часть составляют сотрудники контрольных ведомств.

Судами удовлетворено более 8 тыс. исковых требований прокуроров о возложении обязанности по разработке схем очистки от мусора земель населенных пунктов, рекультивации загрязненных участков и другие.

Всего за два последних года ликвидировано свыше 10 тыс. несанкционированных свалок, включая места складирования ядовитых отходов.

По нашей инициативе во многих субъектах утверждены программы стимулирования предприятий по переработке вторичных ресурсов, проведены конкурсы по отбору региональных операторов по обращению с отходами и заключены соглашения с ними.

В начале мая вопросы состояния законности и прокурорского надзора на данном направлении были обсуждены на совещании в Екатеринбурге. Через неделю мы проведем аналогичное мероприятие в Ростове.

О состоянии законности в области обращения с отходами, наших предложениях по улучшению ситуации регулярно информируются Глава государства и Председатель Правительства.

В частности, в настоящее время в Правительстве прорабатываются вопросы стимулирования жителей многоквартирных домов к глубокой сортировке бытового мусора, установления для региональных операторов нормативов, направленных на уменьшение объемов захоронения отходов путем увеличения доли их переработки и ряд других.

Кроме того, реализуются предложения Генеральной прокуратуры по усилению административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере.

Еще один вопрос повышенной социальной значимости, которым на протяжении последних лет вплотную занимаются органы прокуратуры – обеспечение законности в сфере долевого строительства жилья.

Принимаемые совместно с органами государственной власти меры приносят результат, ситуация постепенно меняется. Так, в 2018 г. восстановлены права почти 10 тыс. пострадавших, урегулирована ситуация в отношении 239 долгостроев.

Вместе с тем, проблема пока не решена. По всей России на начало 2019 года насчитывалось 894 объекта с сорванными сроками строительства, почти 39 тыс. наших сограждан ждут обещанного жилья.

В этой связи Генеральной прокуратурой совместно с Минстроем реализуются меры, выработанные на совещаниях по жилищно-коммунальной тематике, проведенных в прошлом году в Хабаровске и Москве с прокурорами всех субъектов, а также с участием представителей Государственной Думы.

Прежде всего, организован сбор сведений обо всех домах, официально не подпадающих под критерии проблемных, но по разным причинам так и не сданных в эксплуатацию.

В прокуратурах открыты «горячие линии», к этой работе привлечены объединения дольщиков.

Указанные меры позволяют сформировать уточненный реестр долгостроев, сократить время реагирования на нарушения.

По каждому объекту определяется конкретный план действий, контролируются все этапы его выполнения.

При участии прокуроров совершенствуется региональное законодательство для привлечения на льготных условиях частных инвестиций и достройки проблемных домов (Краснодарский край, Свердловская область и другие регионы).

Мы нацелены на активную совместную работу с органами власти субъектов для полного восстановления интересов пострадавших людей.

Хотел бы отметить значительное внимание к проблемам жилищного строительства со стороны депутатов Государственной Думы. Мы полагаем, что принятые в прошлом году изменения в законодательство (о долевом строительстве с участием банков) будут способствовать защите вложений граждан, и очистят рынок от проявлений недобросовестности.

Обеспечение жилищных прав граждан, безопасности и комфорта их проживания во многом зависит от соблюдения требований законодательства при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Эти вопросы находятся под пристальным вниманием прокуроров.

Результаты надзора свидетельствуют о распространенности нарушений в данной сфере.

Программы капремонта ежегодно в полном объеме не выполняются, собранные с населения на данные цели денежные средства не используются.

Сами программы формируются местными органами власти с существенными недостатками.

Нередко планируется модернизация домов, которые надо было уже давно снести, при этом с жильцов собираются средства на капремонт. После вмешательства прокуратуры в Республике Адыгея, Ростовской области начисление взносов прекращено, приняты меры к возврату денег гражданам.

Отбор подрядных организаций проводится с нарушениями конкурсных процедур, контроль за выполнением ими работ со стороны региональных операторов ослаблен.

В результате, при осуществлении капремонта нередко используются некачественные материалы, нарушаются технологии, не соблюдаются сроки его выполнения.

Наряду с этим прокурорами выявлялись факты хищений средств, предназначенных для капремонта, в связи с чем в Липецкой, Орловской, Самарской, Ульяновской областях и других регионах возбуждены уголовные дела.

Нами совместно с Минстроем реализуются меры для усиления контроля за работой региональных операторов, эффективным использованием средств капремонта, соблюдением графиков его проведения.

По-прежнему актуальным для граждан остается вопрос безопасности пассажирских перевозок.

Произошедшая недавно авиакатастрофа самолета авиакомпании «Аэрофлот» в Шереметьево вновь обозначила серьезные проблемы в авиационной отрасли, решения которых Генеральная прокуратура требует от уполномоченных государственных органов и авиапредприятий уже несколько лет.

Так, Государственная программа обеспечения безопасности полетов не соответствует международным требованиям, обязательства, предусмотренные Конвенцией о международной гражданской авиации, не выполнены. До настоящего времени не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов, а также лицо, ответственное за реализацию программы, которая не актуализировалась с 2008 г.

Министерством транспорта до настоящего времени не разработаны в полном объеме необходимые нормативные правовые акты, в том числе регламентирующие вопросы сертификации авиатехники и ее производителей, подготовки персонала. Не утверждены правила наземного и технического обслуживания воздушных судов, требования к их летной годности, типовые профессиональные программы в области подготовки авиаспециалистов.

Контроль за деятельностью авиакомпаний со стороны Росавиации зачастую осуществляется формально. Допускались случаи принятия неправомерных решений о соответствии требованиям федеральных авиационных правил авиаперевозчиков, находившихся в предбанкротном состоянии, имевших нехватку воздушных судов.

Данным агентством не принимаются надлежащие меры по пресечению фактов эксплуатации самолетов, не отвечающих требованиям воздушного законодательства, в том числе в вопросах безопасности.

В частности, в ходе проведенной Генеральной прокуратурой проверки выявлено более 400 гражданских воздушных судов, в которых произведены изменения типовой конструкции без проведения необходимых исследований и выполнения сертификационных работ в Российской Федерации.

По-прежнему остро стоит вопрос качества профессиональной подготовки пилотов.

В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты неполного прохождения летным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения и другие. В связи с этим с 2017 г. по результатам принятых прокурорами мер от выполнения полетов отстранено 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, аннулировано 160 летных свидетельств.

Кроме того, пристальное внимание органами прокуратуры уделялось соблюдению прав пассажиров в связи с задержками и отменами авиарейсов, сбоями в доставке багажа, повышению доступности объектов транспорта для маломобильных граждан.

Осуществлялось реагирование в связи с нарушениями при формировании стоимости авиаперевозок, навязыванием потребителям невыгодных условий, манипулированием ценой при применении многочисленных тарифов.

Состояние законности во всех отмеченных областях тесно связано с результатами работы прокуроров в сфере противодействия коррупции.

Считаю, что в данном направлении есть положительная динамика.

Совместно с правоохранительными органами продолжена работа по пресечению «откатов», фактов нецелевого использования средств, выделенных на реализацию социально-экономических проектов, более полному возмещению ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.

Совершенствуется практика привлечения к административной ответственности по постановлениям прокуроров за совершение правонарушений в указанной области.

Отработан механизм предъявления прокурорами в суд заявлений об обращении в доход государства имущества, приобретенного на незаконные средства.

В период с 2016 г. направлено несколько десятков исков на сумму 25 млрд. руб. На 11,5 млрд. руб. они уже удовлетворены.

Убежден, что наши усилия в сфере противодействия коррупции и впредь будут нарастать.

В завершение хотел бы отметить, что с учетом поставленных Главой государства задач в области социально-экономического развития страны, принятых в этих целях Национальных проектов, мной подписан специальный приказ.

В нем определены основные направления работы прокуроров для обеспечения законности, защиты прав граждан при их реализации. Особое внимание акцентировано на вопросах правомерности расходования выделенных бюджетных средств.

Уважаемые коллеги!

Полная письменная версия доклада о состоянии законности и правопорядка в стране направлена в Государственную Думу в апреле этого года.

С учетом отведенного времени я озвучил не все направления, по которым органами прокуратуры осуществляется надзор.

Полагаю, что сегодняшнее обсуждение позволит повысить уровень защищенности граждан.

В завершение выражаю признательность депутатам Государственной Думы за конструктивное сотрудничество в вопросах укрепления законности и правопорядка, поддержку многих наших инициатив.

Спасибо за внимание!»


С этой и другими новостями можно ознакомиться на информационно-коммуникационном сервисе Генеральной прокуратуры Российской Федерации «ЭФИР» по адресу: efir.genproc.gov.ru

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив

Мероприятия
и встречи

Генеральный прокурор Российской Федерации провел в Красноярске совещание по вопросам состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования

Архив

Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Архив

Видео

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка и Министр юстиции Королевства Испания Долорес Дельгадо Гарсия подписали межведомственную программу сотрудничества

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область - Кузбасс
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Забайкальский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире