Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

1 / 4
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

2 / 4
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

3 / 4
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

4 / 4

Сегодня Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2016 году и о проделанной работе по их укреплению.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

«Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Сегодняшний доклад основан на материалах надзорной практики прокуроров и результатах работы органов государственной власти. В совокупности они свидетельствуют, что принятыми в прошедшем году мерами в основном удалось обеспечить законность и правопорядок в нашей стране.

В отведенное регламентом время я остановлюсь на наиболее важных для граждан и государства направлениях.

***

Одним из значимых политических событий 2016 года стали выборы в Государственную Думу.

Усилия прокуроров были нацелены на то, чтобы избирательная кампания прошла в строгом соответствии с законом.

Средствами надзора пресекались нарушения порядка формирования списков избирателей, предвыборной агитации, финансирования кампании.

Всего по результатам принятых мер устранено 1,5 тыс. нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечены 266 должностных лиц и 120 к административной.

В конце текущего года начнется избирательная кампания по выборам Главы государства. В связи с чем нам предстоит использовать весь накопленный опыт для ее надзорного сопровождения.

***

В центре внимания прокуроров находились вопросы исполнения трудового и пенсионного законодательства, защиты прав ветеранов, несовершеннолетних.

В 2016 году выявлено более 3 млн. нарушений прав и свобод граждан. В их защиту в суды направлено почти 600 тыс. исков на сумму 14 млрд. руб. Подавляющее их большинство (70%) заявлялось в интересах работников, не получивших заработную плату. В целом мерами прокурорского реагирования удалось погасить задолженность по зарплате в размере 28,5 млрд. руб.

Принципиального реагирования требовала ситуация с соблюдением прав людей с ограниченными возможностями. И хотя в последнее время она находится под контролем федеральных органов власти, общественных организаций, случаев нарушений закона, безответственного отношения чиновников к своим должностным обязанностям еще достаточно.

Меры реагирования принимались по фактам неоказания инвалидам медицинской помощи, уклонения от выдачи льготных рецептов, необоснованного уменьшения количества выдаваемых лекарств.

Крайне актуальна проблема несоблюдения трудовых прав инвалидов, а в ряде случаев бюджетные средства, выделенные на создание для них рабочих мест, расхищались.

С учетом особой значимости данной сферы сейчас мы совместно с Минтрудом реализуем комплекс дополнительных мер для защиты людей с ограниченными возможностями.

***

Традиционное внимание в прошедшем году придавалось надзору за соблюдением законов в различных отраслях экономики, где выявлено и пресечено более 1 млн. нарушений.

Мы действовали в тесном контакте с нашими коллегами из правоохранительных и контролирующих органов, в частности в рамках противодействия правонарушениям в жилищно-коммунальном комплексе.

Эта сфера по-прежнему требует постоянного внимания и контроля.

Не искоренены факты завышения тарифов на услуги путем неправомерного включения в них затрат предприятий, не относящихся к производству и распределению коммунальных ресурсов. Все это ложилось дополнительным бременем на плечи добросовестных плательщиков.

Несоблюдение порядка тарифообразования в ряде случаев было связано с коррупцией. В Брянской области к 5 годам лишения свободы осуждена руководитель регионального органа тарифного регулирования, которая в интересах компаний, подконтрольных ее сыну, способствовала утверждению завышенных цен на передачу ими электроэнергии. Ущерб от ее действий превысил 15 млн. руб.

Имеют место факты хищения средств, предназначенных для строительства домов взамен аварийных.

Прокуроры в каждом случае реагировали на правонарушения криминального характера в жилищно-коммунальной отрасли. В следственные органы направлено 1 тыс. 100 материалов, по которым возбуждено более 900 уголовных дел.

Всего в прошлом году выявлено 350 тыс. нарушений законов в сфере ЖКХ, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 73 тыс. виновных лиц.

***

Особое внимание уделялось органами прокуратуры укреплению законности в оборонно-промышленном комплексе.

Результаты прокурорских проверок государственных заказчиков оборонной продукции, а также крупнейших предприятий отрасли (только за последний год их проверено более 2,5 тыс.) свидетельствуют о положительных изменениях в сфере ОПК.

В первую очередь они касаются своевременного исполнения оборонного заказа на 99%.

Вместе с тем есть и проблемы. В прошедшем году выявлено 20 тыс. нарушений законов, по материалам прокуроров возбуждено 264 уголовных дела.

Пресекались хищения бюджетных средств, главным образом путем включения в кооперацию большого количества посредников (до 5 и более звеньев, каждое из которых получало свою часть необоснованной прибыли).

Не искоренены случаи использования для хищения бюджетных средств фирм-однодневок. Например, в г. Москве расследуется преступная деятельность организации, оказывающей услуги по созданию юридических лиц. Только представьте, на трех безработных граждан было зарегистрировано 800 фирм. Исходя из материалов проверок, проведенных прокурорами совместно с ФСБ установлено, что услугами таких организаций пользовались и контрагенты головных исполнителей гособоронзаказа для вывода поступивших средств.

В целях эффективного преодоления указанных и других проблем проведены 
2 межведомственных совещания в Санкт-Петербурге и Томске. Выработаны решения, которые позволят улучшить состояние законности в этой сфере. Их реализация находится под нашим контролем.

***

В 2016 г. прокурорами устранено 170 тыс. нарушений прав предпринимателей.

Помимо сокращения числа проверок контролирующих органов, пресекались случаи установления чиновниками непредусмотренных законами процедур, запретов, взимания платежей.

Отдельные усилия направлялись на восстановление интересов фермеров. Например, в Волгоградской области по требованию прокуратуры приняты регламенты оказания услуг по субсидированию сельхозпроизводителей.

Выявлялись факты необеспечения закупок у малых предприятий. В Чеченской Республике за несоблюдение такой обязанности по инициативе прокуроров 40 чиновников привлечено к административной ответственности.

С учетом поручения Президента России прокурорами во взаимодействии с бизнес- омбудсменами, главами регионов принимаются меры к погашению задолженности государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями. За год она сократилась на 40 млрд. руб. Это огромные суммы. Изъятие их из оборота, бесспорно, негативно влияет на развитие бизнеса.

Для оперативного реагирования на сигналы бизнес-сообщества о нарушениях закона нами почти год назад создан электронный канал прямой связи предпринимателей лично с Генеральным прокурором.

На него поступило свыше 700 обращений по вопросам нарушения имущественных прав бизнесменов, попыток оказания давления на них посредством уголовно-правовых мер, все они взяты на контроль.

Данный ресурс уже доказал свою эффективность. Практически каждая третья жалоба удовлетворена, права бизнесменов восстановлены.

Буквально с апреля этого года во всех подразделениях, от Генеральной прокуратуры до прокуратуры районного звена, введен единый день приема предпринимателей.

Меры к развитию коммуникаций с бизнес-сообществом в качестве действенного инструмента влияния на состояние законности будут нами приниматься и впредь.

***

Высокое качество жизни и здоровья наших граждан может быть обеспечено только при условии сохранения благоприятной окружающей среды.

В прошлом году надзор за исполнением законов в экологической сфере заметно активизирован.

Проведены межведомственные совещания в г. Салехарде о недропользовании в Арктике, о защите природы Сибири и Дальнего Востока в г. Улан-Удэ и совместная коллегия с Минвостокразвития в г. Хабаровске, посвященная сохранению водных биоресурсов. По их итогам выработаны дополнительные меры для улучшения состояния законности.

Повышенное внимание уделено лесной отрасли. Ежегодно незаконными рубками уничтожается 1 млн. гектаров леса, фиксируется свыше 11 тыс. природных пожаров. Прокурорами выявлено более 50 тыс. нарушений лесного законодательства, в суды предъявлено
5 тыс. исков на сумму 600 млн. руб., из которых 
80 % уже удовлетворено. По нашим материалам возбуждено 1 230 уголовных дел.

На особом контроле находились вопросы защиты особо охраняемых природных территорий.

По итогам всех надзорных мероприятий Президенту и Правительству направлены 
законодательные предложения об ужесточении административного и уголовного наказания в экологической сфере, конфискации транспортных средств браконьеров и «черных лесорубов». Кроме того, мы вышли с инициативой вернуть полномочия по охране и использованию лесов из проблемных регионов на федеральный уровень.

В Год экологии надзор будет направлен на пресечение нарушений законодательства об отходах, защиту водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

***

В последнее время значительные усилия государства затрачены на создание эффективных механизмов противодействия незаконной миграции.

Несмотря на принимаемые меры, число нарушений законодательства, выявленных прокурорами в этой сфере, остается значительным (в прошедшем году – 40 тыс.). Уполномоченные ведомства не в полном объеме выполняют возложенные на них функции по контролю за въездом, пребыванием и выездом иностранцев.

Как следствие – сохраняется большое число нелегальных мигрантов.

При этом Интернет изобилует предложениями о способах заключения фиктивных браков, продаже паспортов гражданина Российской Федерации, видов на жительство и иных документов, подтверждающих законность пребывания на территории страны.

В Алтайском и Краснодарском краях, Республике Саха-Якутия и других регионах прокуроры через суд добивались блокировки доступа к таким сайтам.

Но очевидно, что требуется активизация работы других правоохранительных и государственных органов, в том числе в связи с незаконным использованием труда иностранцев, их размещением в так называемых «резиновых квартирах».

Необходимо срочно решать проблему административного выдворения незаконных мигрантов за пределы страны.

В конце прошлого года мы проверили деятельность центров временного содержания иностранных граждан.

В ряде регионов количество содержащихся в них лиц значительно превышало нормативную вместимость. Поэтому администрации центров отказывали в приеме иностранцев, невзирая на решения судов об административном выдворении. А люди, которые уже находились в них, из-за недостатка финансирования ожидали депортации порой от 3 до 6 месяцев.

При этом на содержание только одного мигранта в месяц затрачивается 23 тыс. рублей, что в два раза больше, чем стоимость авиабилета из России в страны ближнего зарубежья.

О результатах проверки проинформировано руководство страны. Правительством выделены дополнительные бюджетные средства для исполнения решений судов о выдворении иностранных граждан за пределы России.

***

Значительные усилия прокуратуры, органов государственной власти и правоохранительных ведомств в минувшем году были направлены на борьбу с коррупционными правонарушениями.

Прокурорами их выявлено свыше 325 тыс., с целью устранения которых внесено 67 тыс. представлений, принесено почти 45 тыс. протестов, в суды направлено более 10 тыс. исковых заявлений.

При этом четверть нарушений, а это почти 
80 тыс., связана с предоставлением государственными и муниципальными служащими неполных или недостоверных сведений о доходах, а также при осуществлении контроля за расходами отдельной категории лиц.

На основании материалов, полученных по итогам контроля за расходами, прокурорами в 2016 г. заявлено 29 исков об обращении в доход государства недвижимости и иного имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Судами уже удовлетворено 15 из них.

По ряду судебных решений исполнительное производство завершено. Только у бывшего губернатора Сахалина Хорошавина изъято такого имущества почти на 1 млрд. 
800 млн. рублей.

Эту работу мы будем продолжать и совершенствовать. С руководителями федеральных министерств и ведомств достигнуто полное понимание о необходимости повышения эффективности работы кадровых подразделений по проверке деклараций о доходах, представляемых госслужащими.

Важную роль в борьбе с коррупцией играли меры уголовно-правового характера. Приоритетными оставались пресечение «откатов» в сфере закупок, хищений и нецелевого использования бюджетных средств.

В 2016 г. зарегистрировано почти 33 тыс. преступлений коррупционной направленности. Причем все тенденции в структуре и динамике коррупционной преступности в основном сохранились. Это отвечает фактическому положению дел, поскольку в результате возложения на органы прокуратуры функции по ведению уголовно-правовой статистики учет коррупционных деяний стал намного объективнее и прозрачнее.

В целом можно говорить, что, благодаря реализации полномочий в указанной сфере, на сегодняшний день общество располагает более реальной картиной преступности, включая ее социально-криминологический срез. И это, я считаю, очень важным.

Характеризуя общее состояние преступности, следует отметить, что после всплеска в 2015 г., в прошедшем - зафиксировано сокращение числа зарегистрированных преступлений почти на 10%, их учтено 2 млн. 160 тыс. Причем данная тенденция характерна для большинства регионов (77).

Вместе с тем, вновь приходится обратить внимание на недостатки профилактической работы. Неуклонно растет удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, а также в состоянии алкогольного опьянения.

В связи с чем ужесточен спрос с прокуроров и руководителей подразделений, проводящих работу с условно осужденными, лицами, освобожденными из мест лишения свободы, трудными подростками, за ее результаты.

Не буду много говорить о следственной составляющей в деятельности правоохранительных органов. Выражу общее мнение прокуроров, что повсеместно следствие «проседает». Количество выявленных прокурорами нарушений в деятельности всех органов предварительного расследования за год вновь возросло, превысив 5 млн.

При этом, с одной стороны упрощается процесс сбора доказательств, установления причинной связи между деянием и последствиями, с другой - расследование сложных дел растягивается на годы. Причем в последнее время ситуация все больше усугубляется.

В прошедшем году свыше 12 месяцев в подразделениях МВД России расследовано 
1 тыс. 864 дела (рост на 60%), а в Следственном комитете - 1 тыс. 435 (+ 25%). Примечательно, что с 2015 года в отчетность Следственного комитета введен показатель – «остаток неоконченных дел со сроком расследования свыше 3 лет». Ну и как вы наверное догадались, эта строка отчета не пустует. В 2016 году в ней отражено 247 дел (+ 10%).

Число арестованных по неоконченным делам следователей МВД и СК России также увеличилось на 4% и составило почти 26 тыс. человек, из них 1 тыс. 300 (рост на 69%) на конец 2016 г. содержались в следственных изоляторах уже более года.

Руководству правоохранительных ведомств мы уже указывали на эти недостатки. Поэтому прокурорам мною поручено еще раз совместно со следственными органами проанализировать причины их повторяемости, и выработать меры к устранению.

***

В прошедшем году продолжилась работа по обеспечению законности в транспортной сфере. Выявлено 188 тыс. нарушений закона.

Отчасти этому способствовало длительное непринятие Минтрансом России ряда важных подзаконных нормативных актов.

Обеспокоенность вызывает состояние контроля на транспорте, особенно в области воздушных перевозок.

Так, в ходе проверки Генеральной прокуратуры установлено, что в минувшем году комиссиями Ространснадзора серьезные нарушения на воздушных линиях не вскрывались, в основном фиксировались незначительные недостатки. Это неудивительно, ведь пребывание инспекторов в зарубежных командировках полностью оплачивалось проверяемыми авиакомпаниями.

Более того, проверяющие Ространснадзора, не имея летного образования и квалификации, осуществляли контроль за действиями пилотов в воздухе и получали незаконные квартальные выплаты (около 200 тыс. руб.).

В связи с этим мы потребовали от Ространснадзора кардинально пересмотреть подходы к собственной надзорной деятельности и усилить профилактику коррупционных правонарушений.

***

В 2016 г. при координирующей роли Национального антитеррористического комитета прокурорами совместно с правоохранительными органами уделялось повышенное внимание противодействию экстремизму и терроризму.

В указанный период выявлено 2 227 преступлений террористического характера, две трети которых составили факты участия граждан в незаконных вооруженных формированиях, террористических организациях в России и за рубежом.

В этих условиях усилия прокуроров были направлены на активизацию надзора за выявлением каналов вербовки в террористические группировки, их финансирования, а также создания гарантий безопасности для граждан.

В суды направлено почти 18 тыс. исков, из них 15 тыс. об обязании руководителей организаций принять меры антитеррористической защищенности социальных учреждений, объектов транспорта, промышленности, а также строящихся к чемпионату мира по футболу спортивных сооружений.

Генпрокуратурой с участием Минюста, ФСБ и МВД принимались все меры для недопущения вмешательства во внутренние дела нашей страны, обеспечения безопасности государства и граждан.

В результате судами одна организация признана террористической и 8 – экстремистскими. Все они имели зарубежные центры, оттуда фактически и управлялись.

Кроме того, в 2016 г. признаны нежелательными в России 3 иностранные неправительственные организации. Целями их работы в нашей стране являлись инициирование смены власти неконституционным путем, попытки оказания влияния на принимаемые государственными органами решения, что расценено как угроза основам конституционного строя.

Совместно с правоохранительными органами, региональными властями, гражданским обществом нами велась профилактическая работа с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии.

В 2016 г. по требованиям Генпрокуратуры заблокирован доступ к 1,2 тыс. Интернет-ресурсам, посредством которых распространялись идеи радикального ислама, призывы к террористической деятельности. С 18,5 тыс. сайтов удалена противоправная информация экстремистского характера.

В текущем году органы прокуратуры нацелены на раннее предупреждение фактов экстремизма и терроризма, совершенствование механизма защиты информационного пространства и граждан России от данных угроз.

***

В заключение хочу остановиться на очень важной составляющей правозащитной деятельности органов прокуратуры – рассмотрении обращений.

Граждане, представители юридических лиц, общественных организаций ожидают от нас быстрого и эффективного реагирования на свои заявления. И судя по тому, что из года в год их к нам поступает все больше, можно констатировать, что соответствующий рейтинг прокуратуры остается высоким.

В 2016 году количество поступивших письменных обращений снова увеличилось на 7%, составив 4,7 млн., а на личный прием к прокурорам обратилось более 1 млн. человек.

Подавляющее их большинство связано с нарушением жилищного и трудового законодательства, неисполнением судебных решений, нарушением прав юридических лиц, а также по вопросам охраны природы.

По результатам рассмотрения обращений прокурорами в целях устранения нарушений законов, внесено 150 тыс. представлений, для восстановления прав граждан в суды направлено 240 тыс. исков.

Эту работу мы будем продолжать, стараясь реально помочь людям.

***

В рамках подготовки сегодняшнего заседания от членов Совета Федерации поступил ряд предложений правотворческого характера.

Они являются актуальными и переданы в профильные подразделения Генеральной прокуратуры на проработку.

Об их рассмотрении сенаторы будут проинформированы.

Мы благодарим вас за внимание к проблемам совершенствования законодательства, в том числе, регулирующего полномочия органов прокуратуры.

Подводя итоги, скажу, что состояние законности во многом зависит от обеспечения эффективного взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и правоохранительными ведомствами, оперативности и своевременности наших действий.

Мы и в дальнейшем будем средствами прокурорского реагирования, а также в рамках координационной деятельности и международного сотрудничества минимизировать нарушения закона, защищать интересы граждан и государства.

Благодарю за внимание!»

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив

Мероприятия
и встречи

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка по итогам совместной коллегии с Министерством по развитию Дальнего Востока поставил перед органами прокуратуры задачи по защите прав инвесторов

Архив

Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Архив

Видео

Совместное заседание коллегий ГП РФ и Минвостокразвития по вопросам защиты прав инвесторов в ДФО

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Забайкальский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура