Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации, коллеги!

Сегодняшний доклад о состоянии законности в стране основан на материалах надзорной практики прокуроров и результатах работы других правоохранительных органов. А период, которому он посвящен, уже вошел в новейшую историю не только как год очередных испытаний для нашей страны, но и как время величайшей гордости за Россию, единения нации.

В таких условиях все мы не имели права допустить ослабления законности, снижения гарантий для граждан по применению конституционных принципов.

Для этого усилия прокуроров были направлены на обеспечение единства правового пространства, оказание помощи субъектам правотворчества регионального и муниципального уровней в разработке необходимой правовой базы, ликвидации в ней пробелов.

Принимались меры по предупреждению и пресечению правонарушений. В сфере прав и свобод человека и гражданина их выявлено более 3 млн. (+2%), в связи с чем, по актам прокурорского реагирования в дисциплинарном и административном порядке наказано свыше 500 тыс. виновных лиц. По материалам наших проверок возбуждено 12 тыс. уголовных дел.

В преддверии Юбилея Победы значительные усилия органов власти были обращены на обеспечение социальных гарантий ветеранов Великой Отечественной войны, членов их семей.

Вместе с тем, показав себя в годы войны героями на поле боя, теперь ветераны порой бессильны перед равнодушием чиновников. Особенно в вопросах улучшения жилищных условий. А ведь многие из них старше 90 лет. По данным Минстроя России на 1 января 2015 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях состоит больше 15 тыс. участников войны и членов их семей.

Прокурорами за последние 2 года выявлено 2 тыс. 600 нарушений, связанных в основном с неправомерными отказами органов местного самоуправления в постановке их на жилищный учет, в том числе по основанию фактического наличия жилой площади. В то время как реальные условия проживания ветеранов не отвечают санитарным нормам, а зачастую в их домах нет элементарных удобств.

За подобное бездействие к дисциплинарной ответственности привлечено около 250 должностных лиц, следственными органами возбуждено 4 уголовных дела. В Краснодарском крае после вмешательства прокуроров 375 участников войны уже получили квартиры или выплаты.

Неприемлемой представляется ситуация с неудовлетворительным состоянием отдельных мест воинских захоронений и памятников павшим защитникам Отечества. В Волгоградской, Липецкой, Новгородской областях и других регионах прокуроры понуждали местные администрации к проведению их незамедлительного благоустройства.

В непростых экономических условиях требовали постоянного внимания вопросы соблюдения трудовых прав граждан. В этой сфере прокурорами выявлено около 1 млн. нарушений.

Анализ состояния законности на рынке труда свидетельствует, что нередко работодатели не соблюдают права работников при увольнении или сокращении штатов. Причем они стремятся провести эти мероприятия в максимально короткие сроки без предоставления высвобождаемым сотрудникам гарантий.

Совместная с органами контроля работа способствовала выявлению и пресечению фактов реализации незаконных схем по выдаче «серых» зарплат. Прокуроры инициировали реальное отстранение виновных руководителей от управления предприятиями, дисквалифицировано 640 должностных лиц. В интересах работников в суд предъявлено почти 360 тыс. исков о выплате задолженности по зарплате. Они удовлетворены на сумму 8 млрд. руб.

К злостным неплательщикам зарплаты применялись меры уголовной ответственности. По материалам наших проверок возбуждено 426 уголовных дел.

Приоритетными оставались и вопросы защиты пенсионных прав граждан и инвалидов. В их интересах предъявлено 40 тыс. исков на сумму 3 млрд. руб.

Усилия прокуроров были направлены на охрану здоровья престарелых и недееспособных. Пресекались факты незаконного взимания денег с пациентов, находящихся в хосписах и домах-интернатах. На системной основе проводились проверки органов опеки и попечительства.

Проведена значительная работа по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к социальным, транспортным объектам и услугам.

Напрямую затрагивает интересы значительной части населения лекарственное обеспечение. Поэтому в прошлом году нами была организована проверка исполнения законодательства в данной сфере федеральными и региональными органами власти, лечебными и фармацевтическими организациями.

Только в 26-ти проверенных регионах прокурорами выявлено более 8 тыс. нарушений. Распространены факты необоснованного отказа медицинскими организациями в выписке пациентам необходимых лекарств.

Минздравом несвоевременно рассматриваются заявления о ввозе препаратов для конкретных тяжелобольных пациентов. Не всегда решались вопросы о приостановлении использования лекарств при наличии информации о нежелательных реакциях при их применении, а Росздравнадзором такие препараты изымались несвоевременно.

Минпромторгом лицензии производителям лекарственных средств выдавались и переоформлялись без проведения проверки. Этим же Министерством недостаточно эффективно осуществлялись полномочия госзаказчика – координатора федеральной целевой программы по развитию фармацевтической промышленности, в том числе связанной с разработкой новых лекарств. В результате за три года были нарушены сроки по 70 госконтрактам.

По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования. Внесено свыше 1 тыс. 800 представлений, более 1,5 тыс. виновных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

Повсеместно выявлено завышение фармацевтическими организациями предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых.

Наряду с проверкой порядка ценообразования на медпрепараты, мы проверили и продолжаем мониторить обоснованность повышения стоимости продуктов питания.

С октября прошлого года прокурорами внесено более 1 тыс. представлений об устранении нарушений закона в этой сфере, 2 тыс. виновных юридических и должностных лиц привлечено к административной ответственности.

Как и прежде, особое внимание было обращено на соблюдение прав несовершеннолетних, особенно детей-сирот и детей-инвалидов.

В прошлом году выявлено свыше 700 тыс. нарушений их прав, причем более половины – в органах образования (391 тыс.).

В некоторых регионах дети не обеспечены местами в дошкольных учреждениях. Имеют место случаи перекладывания на родителей финансового содержания пребывания их в садах.

В организациях среднего профессионального и высшего образования установлены факты невыплаты стипендий. Например, принятыми прокуратурой мерами погашена задолженность в размере почти 17 млн. руб. перед учащимися техникумов в Брянской области, восстановлены права около 10 тыс. обучающихся.

В защиту прав несовершеннолетних в суды направлено 103 тыс. исков, в том числе по вопросам выплат материнского капитала, доступности образования, обеспечения лекарствами, льготными путевками, организации отдыха и другие.

***

Все мы понимаем, что одной из причин многочисленных нарушений законов в социальной сфере является недофинансирование значимых мероприятий. Таким образом, положительное решение социальных вопросов во многом зависит от пополняемости бюджетов и рационального расходования их средств.

Прокурорами проведены проверки исполнения бюджетного законодательства юридическими лицами, созданными для выполнения ряда задач государства и за его счет.

К сожалению, приходится констатировать, что перечисляемые им федеральные деньги используются неэффективно.

Так, в уставной капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию за 18 лет направлено более 95 млрд. руб., однако его деятельность не оказала положительного влияния на развитие российского ипотечного рынка жилья. Кредиты по-прежнему недоступны для многих граждан. Итоговая цена на квартиры зачастую в 3 и более раза превышает ее рыночную стоимость. В г. Москве за квартиру экономкласса заемщик в течение 15 лет должен выплатить Агентству около 20 млн. руб., из которых 14 млн. – это проценты. Я думаю, желающих добровольно взвалить на себя такое ярмо, найдется немного.

Наши проверки в других подобных организациях показывают, что фактически средства государства служат не целям развития экономики, а увеличивают ликвидность банковской системы и участников фондового рынка.

Примером этого является деятельность Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий. На протяжении 7 лет им вообще не осуществлялась функция реализации долгосрочных инвестпроектов и поддержки новых предприятий. Полученные от государства почти 1,5 млрд. рублей были размещены на банковских депозитах, тратились на приобретение ценных бумаг. В ряде случаев это приводило к убыткам. По одной из таких сделок они составили 184 млн. руб. При этом на содержание самой организации, среднесписочным составом 5 человек, было потрачено 200 млн. руб.

По данному вопросу Президенту и Правительству России внесено предложение о ликвидации фонда и возврате переданных ему средств в федеральный бюджет. Однако оно не поддержано профильным вице-премьером. Принято решение о возможном продлении срока работы фонда.

При таких обстоятельствах материалы нами направлены в Следственный департамент МВД России для возбуждения уголовного дела и проверки следственным путем обстоятельств причинения ущерба Фонду, единственным акционером которого является государство.

Бюджетные нарушения допускают и федеральные органы исполнительной власти. Например, в Федеральном агентстве по делам молодежи установлен даже факт нецелевого расходования более 5 млн. руб. для оплаты абонементов фитнес-клуба.

Всего в прошлом году в бюджетной сфере выявлено 126 тыс. правонарушений. По материалам наших проверок возбуждено 2 тыс. уголовных дел.

По-прежнему одной из самых криминализированных отраслей экономики остается жилищно-коммунальный комплекс. В 2014 г. прокурорами здесь выявлено почти 347 тыс. нарушений закона.

По поручению Главы государства прокурорами проведена проверка в целях выявления признаков аффилированности должностных лиц региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления с организациями ЖКХ.

В Республике Дагестан, Краснодарском, Пермском краях и других регионах вскрыты факты, когда органами местного самоуправления не принимались необходимые меры по предотвращению банкротства предприятий коммунального комплекса. При этом их имущество незаконно отчуждалось муниципалитетами подконтрольным структурам.

Всего по материалам прокурорских проверок возбуждено 58 уголовных дел в отношении виновных должностных лиц.

Проблемы ЖКХ тесно связаны со строительной отраслью, переселением граждан из ветхого и аварийного жилья, вводом в эксплуатацию новостроек.

Поэтому в прошедшем году проведены целевые проверки соблюдения законности при выдаче разрешений на строительство и подключении к инженерным сетям. Этот наболевший вопрос волнует многие семьи, ведь от устранения административных барьеров в строительстве зависят объемы, сроки, а, главное, стоимость возводимого и продаваемого жилья.

Вскрыты случаи неправомерного взимания с хозяйствующих субъектов платы за подключение объектов капстроительства к коммунальным сетям и выдачу технических условий на такую процедуру.

По закону органы местного самоуправления на этапе выбора и предоставления земельных участков для строительства обязаны выдавать техусловия на присоединение к коммунальным сетям. Однако в 39 субъектах местные администрации уклонялись от исполнения этой задачи, переложив ее решение на застройщиков. В Калининградской области только в одном городском округе прокурорами пресечено 111 таких случаев.

Предпринимателям зачастую приходится сталкиваться с фактами истребования излишних документов. В ряде случаев им незаконно отказывается в выдаче разрешений на строительство. Нарушаются сроки рассмотрения заявок. Такие факты выявлены в Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Волгоградской, Кировской и Саратовской областях.

Мы проинформировали Правительство России о необходимости оптимизации взаимоотношений органов власти, застройщиков и сетевых организаций для сокращения административных издержек бизнеса. Также целесообразно ввести административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка выдачи разрешений на строительство. В настоящее время соответствующие законопроекты уже подготовлены.

Проблемы создания административных барьеров характерны не только для строительства, но и для других отраслей. Они являются одними из главных препятствий для развития малого и среднего предпринимательства.

Поэтому задачи защиты прав хозяйствующих субъектов оставались в числе приоритетных. Всего в этой сфере в прошлом году органами прокуратуры выявлено почти 143 тыс. нарушений законодательства. Предотвращено проведение 480 тыс. безосновательных проверок бизнес-структур.

***

Обеспокоенность вызывает состояние контроля и безопасности на транспорте. Проверкой исполнения законов в этой сфере, проведенной Генеральной прокуратурой, выявлена масса нарушений.

Неудовлетворительно реализуется ряд мероприятий соответствующей Комплексной программы. Например, не выполнено значительное количество мероприятий по защищенности городского транспорта, а также аэропортов Владикавказа и Махачкалы.

Имеются системные нарушения в деятельности Росавиации при осуществлении полномочий по подготовке пилотов, диспетчеров управления воздушным движением и других специалистов, и выдачи им свидетельств.

Ведомством не принято мер к повышению качества обучения в государственных образовательных учреждениях гражданской авиации и авиационных учебных центрах.

Зачастую, образовательные услуги оказываются без соблюдения лицензионных требований. Всего прокурорами выявлено 43 таких учреждения, что составляет 40% от общего количества. На сегодняшний день 5 из них оформили лицензии, деятельность остальных прекращена.

***

В 2014 г. во исполнение поручений Президента страны продолжена работа по противодействию правонарушениям в оборонно-промышленном комплексе, в том числе по обеспечению законности при реализации государственного оборонного заказа.

В условиях действия в отношении России экономических санкций, особое значение приобрели вопросы импортозамещения при выполнении оборонных заказов.

Уже первые проверки показали, что деятельность Минпромторга в этом направлении была организована слабо, необходимые меры по обеспечению интересов отечественных производителей не принимались.

В отсутствие должного контроля со стороны Министерства предприятиями ОПК зачастую без какого-либо обоснования закупались импортные дорогостоящие станки при наличии отечественных аналогов.

После прокурорского реагирования, при поддержке заместителя Председателя Правительства Рогозина Д.О., организация работы в указанной сфере Минпромторгом пересмотрена, и стала меняться в лучшую сторону.

Также потребовали нашего вмешательства выявленные факты волокиты при приемке важной военной продукции, запоздалое внедрение в серийное производство перспективных отечественных разработок.

Всего за полтора года с момента дачи поручения нами проверено более 600 предприятий-исполнителей гособоронзаказа. Выявлено свыше 16 тыс. нарушений закона, 1 тыс. 800 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, почти 650 – к административной. По материалам прокурорских проверок только в 2014 г. возбуждено 177 уголовных дел.

Должен отметить, что по итогам реализации мероприятий по наведению порядка в отрасли, проводимых в тесном контакте с Минобороны, Минпромторгом и Военно-промышленной комиссией при Правительстве России, наметился целый ряд позитивных изменений.

Они коснулись нормативного регулирования, укрепления государственной дисциплины, снижения сроков и стоимости выполнения заказов.

Вместе с тем мы продолжаем выявлять факты нецелевого расходования бюджетных средств, привлечения к производству продукции военного назначения фирм-посредников. Нередки случаи оплаты работ по документам, предоставленным фирмами-однодневками.

Только средствами прокурорского надзора эти проблемы не решить. Должны применяться жесткие меры уголовно-правового воздействия к нарушителям закона, а они, к сожалению, пробуксовывают. В результате не в полной мере обеспечивается принцип неотвратимости наказания.

В 2014 г. всеми правоохранительными органами расследовалось 294 уголовных дела о преступлениях в рассматриваемой сфере, однако в суд направлено лишь 64 (22%).

Повсеместно по делам допускалась волокита, каждое пятое расследовалось более года, по многим из них достаточных мер к установлению лиц, совершивших преступления, не принималось.

По нашему убеждению, причины отмеченных недостатков кроются в ненадлежащей организации работы и слабом ведомственном контроле со стороны руководителей следственных органов.

В декабре прошлого года наиболее проблемные вопросы в этой сфере мы обсудили на межведомственном совещании в Генеральной прокуратуре, где выработан комплекс мер по повышению эффективности работы правоохранительных органов.

***

Значительные усилия прокуратуры, органов государственной власти и правоохранительных ведомств были направлены на борьбу с коррупционными правонарушениями.

В этой сфере в истекшем году прокурорами выявлено 380 тыс. нарушений (на 8% больше, чем в 2013 г.). По результатам принятых мер реагирования в дисциплинарном порядке наказано 85 тыс. виновных лиц, возбуждено 4 тыс. уголовных дел.

Свыше 46 тыс. нарушений закона (+15%) установлено в сфере госзакупок. Они распространены повсеместно и на всех уровнях власти, в связи с чем почти 14 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

В рамках антикоррупционной экспертизы правовых актов прокурорами изучено свыше 848 тыс. нормативных документов, более чем в 39 тыс. из них после нашего вмешательства коррупциогенные факторы исключены.

Работа по отсеву незаконных коррупционных норм проводится всеми федеральными государственными органами. В 2014 г. ими проведена антикоррупционная экспертиза 416 нормативно-правовых актов. В целом их деятельность на данном направлении оценивается положительно.

В прошедшем году получила дальнейшее развитие тенденция снижения выявленных коррупционных преступлений. Их учтено на четверть меньше чем в 2013 г. (32 тыс.).

Однако при этом возросло число установленных лиц, совершивших коррупционные преступления, а также количество направленных в суд дел о таких посягательствах. Это означает, что работа оперативных служб и следствия, наконец-то, ориентирована на достижение не количественных, а качественных результатов.

Правоохранительным органам также удалось добиться увеличения возмещения ущерба по делам коррупционной направленности. В добровольном порядке он погашен виновными на сумму почти 2,5 млрд. руб., приняты меры по обеспечению взыскания ущерба еще на 23,5 млрд.

Судами с постановлением обвинительного приговора в 2014 г. рассмотрено почти 12 тыс. дел (на 19% больше, чем в 2013 г.), при этом уменьшилось количество лиц, оправданных по всем пунктам обвинения (-18%).

Вместе с тем сохраняется непростая ситуация с исполнением наказаний в виде штрафа, назначенного в размере, кратном сумме взятки или коммерческого подкупа. Величина взысканных судебными приставами таких штрафов в 2014 г. возросла с 269 млн. до 718 млн. руб., но это составляет лишь 7% от всех назначенных судом за коррупционные преступления (10,3 млрд. руб.).

В числе проблем остается порочная практика необоснованной регистрации дополнительных эпизодов уже выявленных преступлений коррупционной направленности. В прошедшем году по требованию прокуроров с учета их снято около 3 тыс.

***

Должен отметить, что в последнее время в СМИ появилось много публикаций, посвященных обеспечению реальной картины преступности. Думаю, интерес экспертов к этой теме прямо связан с результатами работы прокуроров в сфере правовой статистики.

Даже пока без сложных технических новаций за три года реализации этой новой функции, мы кардинально изменили представление о социально криминологической характеристике преступности. За это время при снижении в стране зарегистрированных преступлений на 10%, количество совершенных на улице и в других общественных местах, напротив, возросло на четверть. На 36% увеличилось число отраженных в статистике преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, на 18% лицами, ранее совершавшими преступлениями.

Это заставляет пересмотреть на государственном уровне систему оценок работы правоохранительных органов.

Ведомствами принимались шаги в этом направлении, однако единых подходов так и не выработано.

Предлагаю поднять планку решения такой сложной задачи. Для этого и предназначена уголовная политика государства. А площадкой вполне может стать образованная под эгидой Совета Федерации рабочая группа из представителей всех заинтересованных ведомств.

В прошедшем году в стране зарегистрировано 2 млн. 166 тыс. преступлений (почти на 2% меньше чем в 2013 г.).

Однако не обошлось без противоречий. На фоне общего сокращения преступности, в том числе ее организованных форм, убийств, похищений людей, отмечается рост иных особо тяжких посягательств. В основном он произошел за счет увеличения регистрации фактов сбыта наркотиков и изготовления поддельных денег.

При этом в ряде регионов зафиксировано снижение преступности темпами, значительно опережающими среднестатистические значения. В первую очередь это касается Нижегородской и Московской областей, Республики Калмыкия и Чукотского автономного округа, в которых этот показатель снизился на 15-19%.

Мною поручено прокурорам изучить причины скачкообразных изменений структуры преступности, наращивать усилия по наведению порядка при учете преступлений органами предварительного расследования.

Результаты надзора за следствием и дознанием свидетельствуют об увеличении в истекшем году на 22% выявленных нарушений законов в деятельности всех правоохранительных органов (всего почти 6 млн.).

Большинство нарушений (4 млн. 100 тыс.) допущено органами дознания. 80% из них зафиксировано на начальной стадии уголовного судопроизводства. А в органах дознания наркоконтроля и ФТС России в прошлом году в сфере уголовно-правовой регистрации по сравнению с 2013 г. зафиксирован рост нарушений более чем вдвое.

К сожалению, соблюдение законности не улучшилось и в работе следователей. Причем нарушения множатся не только на стадии регистрации и разрешения сообщений о преступлениях (+15%), но и в ходе всего дальнейшего расследования (+12%).

Мы проанализировали причины отмеченного снижения качества следствия и дознания. Считаем, что во многом это связано с ослаблением профессиональных навыков следственных работников. В свою очередь данные процессы на наш взгляд обусловлены чрезмерно широким применением особого порядка рассмотрения уголовных дел.

По такой упрощенной форме, не требующей от следователей больших усилий по сбору доказательств, в прошедшем году рассмотрено уже 65% всех дел, и их общее количество с каждым годом возрастает (в 2014 г. еще на 6%). А в республиках Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Адыгея, в Алтайском крае удельный вес таких дел превышает 80%.

Мы не раз говорили, что это очень тревожная ситуация. Ее дальнейшее нарастание должно быть скорректировано выработкой в правоприменении, а возможно и на законодательном уровне дополнительных гарантий объективного рассмотрения дел в отношении лиц, заключивших сделку о признании вины.

Это особенно важно в условиях, когда ограниченный в своих полномочиях прокурор не имеет возможности на досудебной стадии убедиться в добровольности данного волеизъявления обвиняемого и не принимал участия в сборе доказательств по делу.

Давая оценку оперативно-розыскной деятельности отмечу, что в основном состояние законности при ее осуществлении можно охарактеризовать как удовлетворительное.

Достигнуты определенные результаты в сфере противодействия терроризму, реализованы оперативные разработки в отношении отдельных преступных сообществ и высокопоставленных коррупционеров.

Но сохраняется еще достаточно проблем, основной из которых является слабый потенциал ОРД при выявлении и раскрытии преступлений.

В 2014 г. в ряде субъектов федерации мы проверяли, как используются оперативные материалы для декриминализации жилищно-коммунального комплекса, сферы оборонзаказа. Ситуация должен признать безрадостная. Субъекты ОРД редко проявляют инициативу, чаще действуют шаблонно, не используя большие возможности, предоставленные им законом.

В некоторых регионах откровенно слабая реализация дел оперативного учета заведенных для изобличения коррупционеров. Например, в Северной Осетии это менее процента от всех имеющихся дел. С такими темпами потребуется сто лет, чтобы разобраться с проверяемыми оперативным путем фактами коррупции.

***

Надлежащая организация оперативно-розыскной деятельности имеет ключевое значение в борьбе с терроризмом, который, без сомнения, на сегодняшний день представляет глобальную угрозу государству и обществу.

В 2014 г. общая ситуация в стране продолжала оставаться напряженной в связи с сохраняющейся активностью незаконных вооруженных формирований, функционирующих в Северо-Кавказском федеральном округе, а также международных террористических организаций.

На пресечение их деятельности были направлены значительные усилия правоохранительных органов и спецслужб, которые дали определенные результаты. Нанесен существенный урон ресурсной базе бандгрупп, уничтожено свыше 250 боевиков. Задержаны многие лидеры и члены незаконных вооруженных формирований. Активизирована работа по привлечению к уголовной ответственности их пособников (только в Дагестане и Чечне в минувшем году осуждено свыше 80 таких лиц).

Вместе с тем еще остается немало проблемных вопросов. Требуют значительно больших усилий профилактические меры со стороны уполномоченных органов. В первую очередь они должны быть направлены на защиту особо важных объектов, мест массового пребывания людей, жилого сектора и транспортных узлов.

Думаю, оценкой реального состояния безопасности на таких объектах является удовлетворение судами более 16 тыс. заявлений прокуроров о понуждении собственников и иных владельцев имущества обеспечить надлежащий уровень их защищенности от террористических угроз.

Важным представляется законодательное закрепление ответственности таких лиц за неисполнение требований по защите от терактов принадлежащих им объектов повышенной опасности. При этом подготовленные во исполнение поручений Президента России соответствующие законопроекты и проекты постановлений Правительства уже около года находятся на рассмотрении. Считаю, что уже пора поставить в этом деле точку.

Не менее опасными являются и проявления экстремизма, которые в условиях многонационального состава нашего общества приобретают все большую распространенность.

Прокурорами в 2014 г. выявлено свыше 47 тыс. нарушений в сфере противодействия экстремизму, заявлено 6,5 тыс. исков, в том числе о признании материалов экстремистскими. По нашим заявлениям судами в федеральный список их включено уже 2 тыс. 700.

При этом на сегодняшний день крайне остро стоит проблема распространения радикальных идей в сети Интернет.

Работа по противодействию этому явлению в прошедшем году стала более эффективной после предоставления Генеральной прокуратуре права внесудебного блокирования информационных ресурсов экстремистского характера.

За год действия нового закона (с 01.02.2014) по нашим требованиям противоправная информация с призывами к экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам удалена из 3 тыс. сайтов.

Вместе с тем назрела необходимость расширить эти полномочия, предоставив прокурору возможность блокировки еще и сайтов, пропагандирующих и публично оправдывающих экстремизм и терроризм.

Кроме того, на законодательном уровне должен быть установлен административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений экстремистского или террористического характера.

На недавно прошедшем координационном совещании эти законодательные инициативы были рассмотрены и одобрены всеми руководителями правоохранительных органов. Надеюсь в дальнейшем и на вашу поддержку.

***

Завершая выступление, хотел бы остановиться еще на одной важной теме. В прошедшем году всеми федеральными органами многое сделано для интеграции Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию. Участвовали в этом и прокуроры, обеспечивая формирование правовой базы, в том числе в сфере профилактики коррупции.

В координации с правоохранительными ведомствами предотвращено проникновение криминалитета во власть, не допущено межнациональных столкновений и беспорядков, несмотря на неоднократные попытки радикалов дестабилизировать обстановку.

Кроме того, отслеживается реализация мер социальной поддержки жителей полуострова. Большой объем работы проделан по наведению порядка в земельных отношениях и для прекращения застройки особо охраняемых территорий.

Эти меры направлены на повышение уровня жизни населения и экономической привлекательности Крымского федерального округа. Они требуют приложения значительных усилий со стороны заинтересованных органов.

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги, скажу, что в целом весь комплекс мер, принимаемых прокуратурой во взаимодействии с органами государственной власти и правоохранительными ведомствами, оказывает положительное воздействие на состояние законности в стране.

Мы, разумеется, будем продолжать средствами прокурорского реагирования минимизировать нарушения закона, защищать интересы граждан и государства.

Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко и всем сенаторам за конструктивное сотрудничество. Надеюсь на его успешное дальнейшее развитие.

Убежден, что этому будут способствовать реализация на практике мероприятий, нашедших отражение в проекте Постановления Совета Федерации по итогам доклада о состоянии законности, который подготовлен к сегодняшнему заседанию.

Благодарю за внимание!