Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в г. Екатеринбурге оперативное совещание по вопросам защиты прав предпринимателей в Дальневосточном, Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах

16 октября 2015, 10:30

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся семинар-совещание по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации

г. Сочи, 10.11.2015 г.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прошли мероприятия, посвященные 73-летию Победы в Великой Отечественной войне

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялась торжественная программа, посвященная 73-летию Победы в Великой Отечественной войне.

С приветственной речью к ветеранам и участникам мероприятий обратился Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка:

«Дорогие наши ветераны!

Уважаемые коллеги, друзья!

Приближается День Победы – главный праздник нашей страны. Это день национального триумфа, народной гордости. День скорби и вечной памяти.

Этот праздник стал символом величия нашего народа. В то время, когда нацизм поработил почти всю Европу, когда идеи расового превосходства и исключительности привели к истреблению миллионов людей, весь советский народ – от мала до велика – поднялся на борьбу с фашизмом. Стояли насмерть, плечом к плечу люди разных национальностей, взглядов, профессий. Старики, женщины и дети – кто на передовой, кто в тылу у врага, а кто у станка – вместе ковали Победу, невероятно высокой ценой!

Мы выстояли в самой кровопролитной, самой жестокой и бесчеловечной войне!

Не было, нет и не будет такой силы, которая смогла бы победить наш народ, сломить наш дух и веру!

Мы никогда не забудем, что именно советские солдаты, наши отцы, деды и прадеды, освободили от нацизма европейские страны. Около миллиона наших воинов-освободителей погибли, не дожив до Победы всего несколько дней.

Больше всего потерь наша армия понесла, освобождая Польшу – там погибли более 600 тысяч советских солдат.

В этой связи мне бы хотелось процитировать слова жителя освобожденной Варшавы, активиста партизанского движения (ныне профессора) Яцека Вильчура: «Европа не была бы свободной, если бы не советская пехота, если бы не русские танки и авиация. Это не американцы, располагавшие реальными силами, хорошо кормленными солдатами в теплой одежде. Пришли русские. Полуголодные, но подгоняемые ненавистью за то, что с их Родиной сделали немцы».

Дорогие друзья!

Историю нельзя переписать. А уроки войны нельзя забывать. Сегодня мы особенно остро чувствуем что значит быть верным Родине и как важно уметь отстаивать ее интересы. Мы чувствуем нашу ответственность перед будущими поколениями. Мы обязаны передать им суровую, героическую правду и память о Великой Отечественной войне, о подвиге поколения, которое самоотверженно сражалось за Родину и с честью отстояло её свободу и независимость.

Я очень горд тем, что сегодня в этом зале присутствуют воины-победители и труженики тыла – ветераны Великой Отечественной войны, наши с вами коллеги.

Давайте поприветствуем уважаемого Бориса Васильевича Кравцова, Героя Советского Союза, прокурора РСФСР, Министра юстиции СССР.

Борис Васильевич - Заслуженный юрист, Заслуженный и Почетный работник прокуратуры. Государственный советник юстиции 1 класса.

Его Подвиг вошел в историю. В июне 1941 года Борис Васильевич окончил среднюю школу, а уже в августе был призван в Армию. Воевал на разных фронтах, был дважды ранен. В 1943 году старший лейтенант Кравцов во время форсирования Днепра вместе с десантом переправился на остров Хортицу для корректировки артиллерийского огня. Будучи окружен фашистами, он вызвал огонь на себя. Борис Васильевич был на волосок от смерти, но к счастью, остался жив и после войны многие десятилетия посвятил себя работе в органах прокуратуры.

Также в зале присутствует Александр Яковлевич Сухарев, Генеральный прокурор СССР. Заслуженный юрист, Заслуженный и Почетный работник прокуратуры. Действительный государственный советник юстиции.

Александр Яковлевич после окончания средней школы поступил в Воронежское военное училище связи. В декабре 41-го молодой лейтенант стал командиром взвода связи. Воевал на различных фронтах. С боями прошел путь от Москвы до Вислы, исполнял обязанности начальника штаба полка. Участвовал в Курской битве, форсировании Днепра, операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. В сентябре 1944 года в Польше он был тяжело ранен и госпитализирован.

Еще один наш сотрудник – участник Великой Отечественной войны - Тюрин Сергей Васильевич также сегодня с нами. Заслуженный юрист, Почетный работник прокуратуры. Государственный советник юстиции 2 класса. В 41-м году он окончил среднюю школу и в октябре был призван в Армию. Проходил военную службу в действующей армии в качестве заместителя политрука роты, командира взвода разведки 158-й стрелковой дивизии. Участвовал в обороне Москвы, в операции по прорыву обороны немцев под Витебском, был тяжело ранен в феврале 1945 года и демобилизован.

В зале присутствует Загребельный Александр Степанович - Почетный работник прокуратуры, старший советник юстиции. Участник боевых действий по ликвидации формирований украинских националистов на территории Западной Украины.

Поприветствуем Ладейщикова Владимира Федоровича. Почетный работник прокуратуры, государственный советник юстиции 3 класса. Проходил военную службу в действующей армии в качестве командира пулеметного взвода 141-го горно-стрелкового полка.

В зале также присутствует Ладычук Анатолий Борисович - Почетный работник прокуратуры, старший советник юстиции. Проходил военную службу в действующей армии на Краснознаменном Балтийском флоте в частях морской пехоты, защищал подступы к Ленинграду.

Также с нами сегодня Меркушин Николай Егорович - Почетный работник прокуратуры, старший советник юстиции. Участник боевых действий по ликвидации националистических банд на территории Прибалтики.

Еще один участник войны Петров Леонид Александрович - Почетный работник прокуратуры, старший советник юстиции. Проходил военную службу в составе действующей армии, принимал участие в боевых операциях на Западном, Брянском и 1-м Белорусском фронтах.

Ветеран войны Чудницов Валентин Васильевич - старший советник юстиции. Проходил военную службу в действующей армии, участвовал в ликвидации националистического подполья на территории Украины.

Участник войны Козловский Владимир Денисович - государственный советник юстиции 3 класса. Проходил военную службу в действующей армии, участвовал в обороне Москвы, в боевых операциях на Восточном, Северном и Центральных фронтах.

Дорогие друзья, давайте еще раз поприветствуем наших уважаемых ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, присутствующих в этом зале!

Уважаемые ветераны!

Наш святой долг - хранить память о вашем беспримерном Подвиге. Чтить его как пример беззаветной доблести, высочайшего патриотизма и силы духа.

Низкий вам поклон!

Я хотел бы от всего сердца пожелать вам здоровья, чтобы мы имели счастье встречаться с вами, общаться, быть вам полезными.

Поздравляю всех с наступающим праздником – Днем Победы - и искренне желаю здоровья, долголетия, крепости и бодрости духа!»

В ходе торжественных мероприятий перед ветеранами выступили представители Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, эстрадной группы Александров-ПАРК, детского творческого коллектива школы № 799 г. Москвы.

08 мая 2018, 10:01

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Сегодня, 18 апреля 2018 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2017 году и о проделанной работе по их укреплению.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

«Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Анализ состояния законности и правопорядка в 2017 году свидетельствует, что совместными усилиями органов прокуратуры, правоохранительных ведомств и органов власти создавались необходимые условия для соблюдения прав и свобод наших граждан, обеспечения интересов государства.

Сегодня я остановлюсь на наиболее важных направлениях этой деятельности.

* * *

В минувшем году состоялись выборы в региональные органы власти и органы местного самоуправления, дан старт началу избирательной кампании по выборам Президента России.

Во всех регионах нами был налажен обмен информацией с правоохранительными и контролирующими органами, избирательными комиссиями. Организованы дежурства и прием граждан.

Проведен значительный объем профилактической работы, но отдельные нарушения законодательства, все же, имели место. В частности, они допускались при образовании избирательных участков, формировании списков избирателей, информационном обеспечении выборов и агитации.

Однако в условиях использования современных информационных технологий и беспрецедентной открытости выборов, можно констатировать, что они прошли без серьезных нарушений закона, которые могли бы повлиять на свободное волеизъявление избирателей.

* * *

Уже много лет к числу бессменных приоритетов мы относим реализацию правозащитной функции. В значительной степени она востребована в сфере трудовых правоотношений.

В истекшем году прокурорами осуществлялся фактически ежедневный мониторинг рынка труда.

Кроме традиционных мер по погашению долгов велась целенаправленная работа по выявлению «серых» схем выдачи зарплаты.

Пресекались незаконные действия арбитражных управляющих по затягиванию процедур банкротства на предприятиях, удовлетворению требований иных кредиторов в ущерб интересов работников, а также необоснованные отказы центров занятости в признании граждан безработными.

За год 100 тыс. виновных за указанные и иные нарушения привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, по нашим материалам возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел.

По результатам принятых прокурорами мер в 2017 г. более полумиллиону работников выплачено 26 млрд. руб. задолженности по зарплате.

Все процессы, происходящие на рынке труда, мы продолжаем отслеживать.

* * *

В течение последних лет происходят заметные изменения в вопросах соблюдения прав несовершеннолетних. Сократилось число сирот, растет количество усыновленных российскими семьями. Создаются условия для обучения детей с ограничениями по здоровью.

Существенно увеличилась материальная поддержка семей.

В результате согласованных действий всех государственных органов с 2007 г. втрое снизилась подростковая преступность (с 139 тыс. до 45 тыс.).

Вместе с тем, практика прокурорского надзора свидетельствует, что проблемы в этой сфере остаются.

Ситуация с обеспечением жильем детей-сирот в 2017 г. продолжала оставаться напряженной. По данным Минобразования в стране квартирами не обеспечены более 160 тыс. лиц.

В связи с этим прокурорами использовались все полномочия, чтобы региональные органы власти исполнили государственные обязательства в этой сфере. Мы стали меньше обращаться в суд в интересах конкретных лиц, а мерами реагирования добиваемся увеличения ассигнований в бюджетах субъектов. В результате в Красноярском и Пермском краях, Астраханской, Ивановской, Ярославской областях и других регионах в 2018 г. предусмотрены средства на эти цели.

Сохраняют актуальность вопросы осуществления контроля за использованием закрепленных за сиротами жилых помещений, обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния.

Отсутствует должное реагирование со стороны территориальных органов Росздравнадзора за качеством проведения медицинских осмотров, диспансеризации детей-сирот, а также последующего оказания им медицинской помощи.

В период летней оздоровительной кампании 2017 года ряд организаций и частных лиц, не отказались от попыток организовать отдых детей в не приспособленных для этого местах, без разрешительной документации. Все они нами пресечены.

По искам прокуроров закрыты более
20 несанкционированных лагерей отдыха. Только в Южном федеральном округе в связи с реальной угрозой жизни и здоровью детей по материалам прокуроров возбуждено 3 уголовных дела.

Проблемы обеспечения безопасности детей вскрыла и совместная с МВД и Минтрансом проверка исполнения законов при организации их перевозок автомобильным транспортом.

Установлены факты, когда к перевозке детей допускался транспорт с неисправностями, при которых его эксплуатация вообще запрещена.

Не во всех субъектах школьные автобусы оснащены огнетушителями и аптечками.

Во многих регионах ненадлежащим образом организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Не соблюдается их право на отдых, а это одна из основных угроз безопасности на дорогах.

Прокурорами выявлено 22 тыс. нарушений в названной области, 8 тыс. лиц привлечено к различным видам ответственности.

Значительный массив информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, содержится в сети Интернет.

Склонение несовершеннолетних к суициду и попытки его совершения зарегистрированы в Удмуртской Республике, Краснодарском, Красноярском краях, Архангельской, Воронежской областях и других регионах. По искам прокуроров запрещался доступ к сайтам, пропагандирующим употребление наркотиков, насилие и иные незаконные действия.

К сожалению, приходится констатировать, что Роспотребнадзором, Роскомнадзором не принимается должных мер по оперативному выявлению негативной информации и ее блокировке.

Генеральной прокуратурой Министру связи предложено разработать дополнительные механизмы по защите несовершеннолетних от вредоносного контента в Интернете.

* * *

Государством уделяется значительное внимание доступности и качеству медицинской помощи. Это позволило улучшить ситуацию и как следствие состояние законности в данной сфере.

Например, по нашей инициативе Минпромторгом приняты меры по субсидированию производства востребованных населением недорогих и доступных отечественных препаратов.

Однако сохраняется проблема получения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителями небольших городов и поселков.

Нарушения законодательства о бюджете и госзакупках выявлены при проверке Фонда обязательного медицинского страхования. Из средств Фонда оплачивались работы, которые в силу полномочий он мог и должен был выполнять самостоятельно. Сотрудникам необоснованно выдавались субсидии на приобретения жилья. Все это приводило к неэффективному расходованию средств. За допущенные нарушения виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, причиненный их действиями ущерб возмещен.

В числе приоритетных задач в этой сфере мы видим обеспечение прав граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, надзор за целевым расходованием средств, выделяемых на финансирование региональных программ развития здравоохранения, в том числе на поддержку сельских медицинских работников.

* * *

В начале 2017 г. было впервые проведено совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры и Министерства труда и социальной защиты, посвященное соблюдению прав инвалидов. Реализация ее решений позволила принять дополнительные меры для улучшения качества их жизни.

В учреждениях социального обслуживания стационарного типа прокурорами пресекались нарушения в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения.

Потребовались дополнительные надзорные мероприятия, направленные на изменение ситуации с доступностью для инвалидов многих объектов, качеством предоставляемых им услуг.

В большинстве регионов приняты меры по защите трудовых прав этой категории граждан.

В Республике Крым, Краснодарском крае, Волгоградской, Владимирской, Челябинской областях в результате прокурорского вмешательства восстанавливались их жилищные права.

В январе этого года мною подписан приказ, определяющий основные задачи по обеспечению прав инвалидов на социальное обслуживание, образование, труд, получение информации и в целом на участие в жизни общества.

* * *

Всем известно, насколько жесткий контроль установлен руководством страны за состоянием дел в коммунальной отрасли.

И следует признать, что ситуация в сфере ЖКХ постепенно меняется. Вместе с тем не везде искоренено незаконное установление тарифов, взимание платы за коммунальные услуги и дополнительные платежи.

Распространены случаи невыполнения управляющими организациями требований по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и газового оборудования (Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Кировская, Мурманская, Нижегородская области).

По данным Минстроя за последние пять лет статус аварийных получили 42 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает 730 тыс. человек.

В связи с тем, что на их капитальный ремонт с граждан собираются колоссальные средства, была организована проверка исполнения законов в этой сфере.

В 2017 г. каждый пятый дом, из числа запланированных, оказался не отремонтированным.

Причинами такой ситуации являются несоблюдение периодичности и очередности работ, нарушения в процессе отбора подрядных компаний и исполнения ими контрактных обязательств.

Имели место случаи хищения финансовых ресурсов (Астраханская, Кировская, Ивановская, Липецкая, Тюменская области, г. Москва).

На начало текущего года остаток собранных с населения денежных средств составил около 200 миллиардов руб., из которых десятая часть размещена на счетах региональных операторов без начисления процентов.

О результатах проверки мы проинформировали Президента, предложив поручить Минстрою усилить контроль за расходованием средств граждан, собираемых на капитальный ремонт.

Еще одна важная тема, связанная с жильем, – защита участников долевого строительства.

В результате принятых мер в 2017 г. введены в эксплуатацию 140 долгостроев, более
6 тыс. семей получили долгожданные квартиры.

Но по данным Минстроя, на начало текущего года на учете остается 836 проблемных объектов. Своего жилья ожидают свыше 30 тыс. человек в 69 регионах страны.

Необходим мониторинг ситуации не только по «проблемным» домам. На новых строительных площадках мы будем обращать внимание на наличие необходимых материальных ресурсов, договора страхования у застройщиков, изучать причины приостановления работ на объектах, строящихся на средства граждан, включая вопросы ответственности чиновников.

* * *

В 2017 г. органами прокуратуры осуществлялся комплекс мероприятий в целях обеспечения законности в сфере экономики.

Для противодействия правонарушениям при расходовании бюджетных средств, распоряжении государственной и муниципальной собственностью продолжалось активное сотрудничество со Счетной палатой, Федеральным казначейством и Росфинмониторингом, проводились совместные проверки.

В связи с выявленными нарушениями только по материалам прокуроров возбуждено более
3 тыс. уголовных дел.

Также принимались меры по возвращению неправомерно отчужденного государственного имущества.

По заявлениям органов прокуратуры в Волгоградской и Саратовской областях судом возвращены незаконно изъятые объекты коммунального комплекса общей стоимостью около 600 млн. руб.

Распространенный характер по-прежнему носили злоупотребления при размещении заказов. Вновь выявлялись факты оплаты за счет средств бюджета невыполненных работ, завышения начальной стоимости контрактов приемки некачественной продукции. Все указанные случаи получали принципиальную правовую оценку с нашей стороны, виновные лица привлекались к ответственности.

Допускались нарушения в кредитно-банковском секторе, в том числе, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Для «обналичивания» денежных средств применялись схемы с использованием фирм-«однодневок», в связи с чем прокурорами во взаимодействии с заинтересованными ведомствами проводилась системная, масштабная работа. В результате в целом по стране из единого государственного реестра юридических лиц налоговыми органами исключены свыше 531 тыс. подобных организаций.

Показательно, что указанные факты прокуроры вскрыли в ходе проверок всех контрагентов, исполнявших оборонный заказ.

* * *

Надзорное сопровождение деятельности оборонно-промышленного комплекса, в том числе, при реализации мероприятий оборонного заказа и федеральных целевых программ по поручению Президента страны мы осуществляем уже на протяжении 5 лет.

За это время нами установлено тесное взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, Минобороны, ФСБ, органами внутренних дел, налоговой службой, другими ведомствами, обеспечен контроль за соблюдением закона при исполнении более 5 тыс. контрактов в рамках ГОЗ.

Результаты работы свидетельствуют об укреплении законности в оборонно-промышленном комплексе.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в прошлом году сохранялся ряд проблем, которые негативно влияли на качество и своевременность выполнения задач в сфере обороноспособности и безопасности России.

В частности, распространенный характер носили нарушения сроков выполнения работ в рамках оборонного заказа (прокурорами выявлено свыше 3 тыс. сорванных контрактов).

Это приводило к существенному росту дебиторской задолженности Минобороны, в связи с чем прокурорами во исполнение соответствующего поручения Главы государства принимались меры к недобросовестным исполнителям.

В результате удалось сократить размер долга перед ведомством на 84 млрд. руб.

Кроме того, вскрывались факты хищений бюджетных средств, посягательства на объекты недвижимости и земельные участки, предназначенные для нужд обороны страны.

Например, в Приморском крае после прокурорского вмешательства Министерству обороны возвращены неправомерно переданные коммерческой организации 3 га земель обороны стоимостью более 100 млн. рублей.

Важное значение для своевременного исполнения оборонного заказа имел превентивный характер прокурорских проверок.

В соответствии с поручением Главы государства мерами прокурорского реагирования предотвращен срыв исполнения контракта по оснащению и запуску космических аппаратов стоимостью более 18 млрд. руб.

Мы не снижаем активности, придавая работе по обеспечению законности в оборонной отрасли все больше системности.

* * *

Продолжалась и последовательная работа по защите прав предпринимателей, снижению административных барьеров для бизнеса.

Особое внимание уделялось вопросу погашения задолженности по государственным и муниципальным контрактам. Наибольший ее размер зафиксирован в строительной отрасли, образовании и медицине.

Системный надзор органов прокуратуры в тесном контакте с главами регионов, бизнес-сообществом позволил в прошлом году выплатить предпринимателям около 46 млрд. руб. Однако совокупный объем долга на конец года зафиксирован в размере 24 млрд. руб., в связи с чем надзорные мероприятия продолжаются.

При реализации инвестиционных программ остаются вопросы затягивания сроков, а также необоснованного отказа предпринимателям, вкладывающим средства в развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, социальные, инфраструктурные проекты в предоставлении земельных участков.

В прошлом году сохранялась проблема избыточного контроля бизнеса. Прокурорами не согласовано 42 % внеплановых проверок. За допущенные нарушения к ответственности привлечено почти 13 тыс. должностных лиц контролирующих органов.

Не устранены факты необоснованного вмешательства правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность. В 2017 г. прокурорами отменено почти 370 решений о возбуждении уголовных дел в отношении бизнесменов и постановлений о предъявлении им обвинений.

Однако, предприниматели должны отчетливо понимать, что мы не сможем принимать меры по их защите, если они ведут свой бизнес с грубейшими нарушениями закона, от которых страдают люди.

Трагические события в Кемерово показали, что в погоне за прибылью проигнорированы обязательные требования безопасности, а контролирующие органы, прикрываясь «надзорными каникулами», не исполняли свои прямые обязанности.

Хочу подчеркнуть, что для недопущения подобных чрезвычайных происшествий действующим законодательством предусмотрен риск-ориентированный подход к проведению проверочных мероприятий.

На тех объектах, где с учетом присвоенной категории риска имеется высокая вероятность несчастных случаев, причинения вреда здоровью людей, проверки проводить не только разрешено, но и необходимо.

Кроме того, уже год действует норма, прямо предписывающая контролерам осуществлять мероприятия по профилактике нарушений.

Мною поручено прокурорам давать принципиальную оценку фактам бездеятельности контрольных служб, особенно в тех сферах, где высока опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.

* * *

В прошедший Год экологии прокурорами комплексно проверено исполнение законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды.

На особом контроле находились проблемы ликвидации накопленного вреда в Арктике.

В связи со сложной пожароопасной обстановкой уделялось внимание предупреждению, локализации и ликвидации пожаров в лесах. Всего в 2017 г. выявлено свыше 22 тыс. нарушений законов, которые были связаны с бездействием органов власти, местного самоуправления и лесопользователей. За это к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 5 тыс. лиц.

Несмотря на то, что особо охраняемые природные территории должны находиться под пристальным вниманием, нарушения законов в этой сфере многочисленны.

Повсеместно выявлены случаи нецелевого использования заповедных территорий, незаконного строительства.

На сегодняшний день не обеспечено принятие правовых актов о 4 тыс. уникальных природных комплексах. На кадастровый учет не поставлено более 5 тыс. памятников природы, что в ряде случаев приводит к незаконному захвату их земель.

Особую обеспокоенность вызывает положение дел с захоронением отходов.

Мы реагировали на факты несоблюдения установленных запретов на размещение отходов в границах населенных пунктов, осуществление деятельности по их сбору и утилизации без лицензии.

Даже на Байкальской территории установлены многочисленные нарушения законодательства в этой сфере. В Иркутской области полигоны не отвечают предъявляемым требованиям, а в Республике Бурятия муниципальными образованиями проекты на строительство
11 полигонов разработаны только после прокурорского реагирования.

В 2018 г. органы прокуратуры продолжат надзорные мероприятия в целях обеспечения экологической безопасности и прав граждан на благоприятную окружающую среду.

* * *

Значительные усилия всех правоохранительных органов, как и прежде, были направлены на борьбу с коррупцией.

В 2017 г. при доработке антикоррупционного законодательства уточнены порядок урегулирования конфликта интересов и круг лиц, на которых возложена обязанность по его недопущению. Решены вопросы предупреждения коррупции на региональном уровне, и ряд других.

В связи с чем органами государственной власти субъектов с участием прокуроров проводилась работа по приведению нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством. В большинстве регионов (62) к концу прошедшего года она завершена.

Но, к сожалению, даже совершенные законы не создают безусловных гарантий соблюдения всех предписаний. Нарушения антикоррупционного законодательства все еще носят распространенный характер.

В 2017 г. только прокурорами их установлено свыше 245 тыс., в связи с чем внесено более
58 тыс. представлений, принесено почти 34 тыс. протестов, в суды направлено 6 тыс. исковых заявлений.

Факты несоблюдения чиновниками запретов и ограничений устанавливались и правоохранительными ведомствами. Ими их выявлено почти на треть больше, чем в 2016 г.

Однако хотел бы отметить, что основная часть таких нарушений (298 из 457) стала известна в результате мероприятий, проводимых сотрудниками ФСБ России, в том числе в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Другим же правоохранительным ведомствам необходимо активизировать работу на данном направлении.

Это особенно важно с учетом возможности применения к недобросовестным чиновникам такой действенной антикоррупционной меры, как увольнение в связи с утратой доверия. По данному основанию в 2017 г. уволено 1 тыс. 250 должностных лиц.

С этого года сведения о них заносятся в соответствующий Реестр, находящийся в свободном доступе в сети Интернет, что станет важной составляющей профилактики коррупционных правонарушений.

Еще одним сдерживающим фактором является изъятие у госслужащих имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы. В 2017 г. прокурорами в суды направлено
35 исков с требованием обращения его в доход государства, на сумму почти 10 млрд. рублей. И с каждым годом эта практика совершенствуется.

Особую роль в борьбе с коррупцией играли меры уголовно-правового характера. Приоритетами оставались пресечение правонарушений в сферах распоряжения бюджетными средствами, госзакупок, включая «откаты», а также возврат выведенных за рубеж преступно нажитых активов.

В 2017 г. зарегистрировано почти 30 тыс. преступлений коррупционной направленности. Выделение законодателем мелкого взяточничества в отдельный состав позволило сосредоточить усилия правоохранительных органов на пресечении наиболее значимых преступлений. В результате возросло число установленных коррупционных деяний, совершенных в крупном и особо крупном размере (+16%, свыше 5 тыс.).

Думаю, многие резонансные дела вам хорошо известны. Выявление этих преступлений, пресечение деятельности коррупционеров стали возможными, в первую очередь благодаря целенаправленной работе всех правоохранительных органов, уровень доверия к антикоррупционной деятельности которых, судя по данным соцопросов, растет.

Считаю, что в основе этих процессов разрушение стереотипа вседозволенности и безнаказанности нечистых на руку чиновников.

* * *

Оценивая общее состояние преступности в стране, следует отметить, что в 2017 г. получила развитие позитивная тенденция по ее снижению. Зарегистрировано свыше 2 млн. преступлений
(-4,7%). Однако возросла доля особо тяжких деяний, а также связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия. И во многом это результаты просчетов системы профилактики.

Опять приходится констатировать, что не произошло существенных изменений в работе органов расследования. На фоне снижения нагрузки по направленным в суд делам, количество выявленных прокурорами на досудебной стадии нарушений закона (5,2 млн.) выросло. И это при том, что в структуре правоохранительных ведомств имеется значительная по численности многоступенчатая система органов контроля.

Почти 70% дел в стране рассматривается в особом – упрощенном порядке, который, по сути, не предполагает ни длительных расследований, ни тем более реабилитации подсудимых.

Между тем по делам следователей на четверть возросло число оправданных судом (+28%, 877), а общее количество лиц, получивших право на реабилитацию, превысило 13 тыс. (+3,6%).

По значительному количеству уголовных дел следствие по-прежнему ведется с превышением сроков, установленных законом.

Особо настораживает ежегодный прирост дел, сроки расследования по которым превышают
12 месяцев. К концу прошлого года их число составляло около 4,5 тыс., а в Следственном комитете более 300 дел вообще расследуются свыше 3 лет.

Сохранились проблемы чрезмерной длительности содержания обвиняемых под стражей.

Данные негативные тенденции уже не первый год развиваются на фоне снижения количества регистрируемых преступлений и лиц, их совершивших.

С учетом поручения Президента России об усилении надзора за следствием, данного на заседании коллегии Генеральной прокуратуры в марте этого года считаю важным отметить, что наделение прокурора отдельными полномочиями (например, по согласованию ходатайств следователей об аресте) кардинально ситуацию не изменит.

Только полноценный прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и право прокурора возбуждать и расследовать уголовные дела, в частности в отношении следователей, может сдержать растущий вал допускаемых ими нарушений закона.

Сегодня это уже всем очевидно. Даже наши процессуальные оппоненты – адвокаты в один голос говорят о необходимости возвращения прокурорам полномочий.

* * *

Работа по противодействию экстремизму и терроризму строилась прокурорами с учетом решений Совета Безопасности, Национального антитеррористического комитета и в целом Стратегии национальной безопасности. Это способствовало устранению многих потенциальных угроз.

Вместе с тем, призывы к нарушению территориальной целостности России, общественного порядка и безопасности все больше распространяются в сети Интернет. Правоохранительными органами совместно с прокурорами пресечено 1,5 тыс. таких экстремистских преступлений (+5%).

В связи с попытками внешних сил оказать влияние на общественно-политическую ситуацию в стране Генеральной прокуратурой в 2017 г. приняты решения о признании нежелательными
4 иностранных неправительственных организаций (всего их уже 14 на сегодняшний день).

Запрещены 5 экстремистских объединений, заблокировано свыше 2 тыс. сайтов, распространяющих призывы к участию в несогласованных публичных мероприятиях, с
60 тыс. интернет-ресурсов удалена противоправная информация.

Однако сохраняется угроза проникновения в нашу страну иностранцев, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Органами безопасности не допущен въезд более 17,5 тыс. таких лиц.

Наряду с другими превентивными мерами это обусловило сокращение на 16% количества террористических преступлений. Предотвращено
25 терактов.

Вместе с тем в условиях напряженной обстановки на первый план выходят вопросы усиления антитеррористической защищенности важных государственных и социальных объектов, массовых мероприятий с международным представительством, пресечения каналов финансирования терроризма и поставки оружия, вербовки новых членов незаконных вооруженных формирований.

Необходимо усиливать и профилактическую составляющую. В связи с чем мы уделим внимание выполнению решений антитеррористических комиссий в регионах и муниципальных образованиях.

* * *

В прошедшем году продолжалась работа по обеспечению законности в транспортной сфере, особенно в вопросах безопасности пассажиров.

Обращалось внимание на усиление досмотрового режима на тысячах объектов, подготовки и аттестации более 6 тыс. сотрудников охранных служб, приостановления эксплуатации воздушных судов, не отвечающих требованиям летной годности.

Задачами на текущий год остаются безопасность полетов, контроль за реализацией программ развития транспортной отрасли, соблюдение прав пассажиров, пресечение фактов ввоза в страну продукции, на которую установлены запреты и ограничения.

* * *

Значительные усилия были направлены на решение проблем в деятельности уголовно-исполнительной системы и соблюдение гарантий граждан, находящихся под стражей и в колониях.

В результате гуманизации уголовного законодательства и принятия ряда организационных мер за 10 лет численность граждан, находящихся в изоляции от общества, сократилась на треть (с 887 до 602 тыс.).

Как следствие – снизилось число нарушений закона, связанных с правилами содержания осужденных и следственно-арестованных лиц, уменьшилась преступность среди них.

Вместе с тем оставались острыми вопросы, связанные с медицинским и материальным обеспечением, привлечением осужденных к оплачиваемому труду. Последнее прямо сказывается на возмещении ими ущерба потерпевшим и государству, выплатами по алиментным и иным обязательствам.

Из почти полумиллиона осужденных к лишению свободы работало лишь 180 тыс. (36%). Сумма возмещенного ими ущерба не превысила 1% из 117 млрд. руб. общей задолженности.

Повсеместно в колониях зарплата выплачивалась ниже минимального размера оплаты труда.

По итогам рассмотрения данных проблем на заседании коллегии Генеральной прокуратуры нами выработаны конкретные решения для улучшения положения.

В текущем году эти вопросы будут находиться в центре нашего внимания.

* * *

В завершение традиционно хотел бы остановиться на работе органов прокуратуры по разрешению жалоб граждан.

Число обращений ежегодно растет (в 2017 г. их поступило почти 5 млн., +1,6%), более 1 млн. человек приняты на личном приеме (+1,4%).

Как и прежде, в первую очередь граждан волнуют вопросы социальной направленности (трудовые и жилищные права, пенсии, сфера ЖКХ).

Причем по этим направлениям мы отмечаем наиболее высокую долю удовлетворенных жалоб. Например, в Республике Марий Эл признано обоснованным 90 % обращений по назначению и выплате пенсий. А в республиках Дагестан, Крым, Хабаровском крае в 60% случаев подтверждались факты несоблюдения законов о труде. Безусловно, по всем обращениям граждан принимались необходимые меры реагирования.

И в дальнейшем мы будем помогать людям в защите и восстановлении их прав.

* * *

Подводя итоги, отмечу, что мною затронуты не все сферы, в которых совместными усилиями прокуроров, органов власти и правоохранительных ведомств обеспечивались законность и правопорядок.

На других направлениях тоже принимались все зависящие от нас меры для защиты прав граждан.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сенаторов за плодотворное и конструктивное сотрудничество.

Мы продолжим работу по защите интересов государства и прав граждан.

Спасибо за внимание!»

18 апреля 2018, 12:55

В Екатеринбурге состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав инвесторов

Сегодня, 30 марта 2018 года, в Екатеринбурге состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав инвесторов в Дальневосточном, Сибирской и Уральском федеральных округах.

В работе приняли участие Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, Министр Российской Федерации Михаил Абызов, Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, руководители ряда федеральных органов исполнительной власти, представители организаций и общественных объединений по защите прав предпринимателей, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов, приравненные к ним транспортные прокуроры, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

С вступительным словом перед участниками мероприятия выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка.

Участники совещания обсудили результаты работы по ликвидации административных барьеров и обеспечению средствами прокурорского надзора прав и законных интересов инвесторов.

Основной доклад сделал первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман на тему «О результатах надзорной деятельности за соблюдением прав инвесторов».

Также прозвучали выступления Министра Российской Федерации Михаила Абызова, первого заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Осипова, прокурора Сахалинской области Николая Рябова, прокурора Омской области Анастаса Спиридонова, прокурора Челябинской области Александра Кондратьева, Дальневосточного транспортного прокурора Александра Хатунцева, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павла Нестерова и других участников.

Из докладов следует, что в 2017 году прокурорами выявлено на территории России более 157,6 тыс. нарушений законов, обеспечивающих защиту прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Для их устранения внесено свыше 32,3 тыс. представлений, в суды предъявлено 2,2 тыс. заявлений (исков), предостережены о недопустимости нарушений закона 1,4 тыс. лиц. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены около 28 тыс. должностных лиц, возбуждено 126 уголовных дел.

Повышенное внимание уделялось приведению правовой основы взаимоотношений органов власти и частных инвесторов в соответствие с федеральным законодательством. В истекшем году прокурорами оспорено около 24,3 тыс. незаконных нормативных правовых актов, ущемлявших права предпринимателей, в том числе в сфере инвестиционной деятельности.

Благодаря прокурорскому вмешательству приводились в соответствие с федеральным законодательством муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивалось их надлежащее финансирование.

Массовый характер носили случаи несвоевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. В результате прокурорского вмешательства в указанных федеральных округах погашена задолженность перед предпринимателями по исполненным контрактам на сумму более 
86 млрд рублей.

При пресечении необоснованных проверок выявлено около 54 тыс. нарушений закона, допущенных контролирующими органами. Незаконно проведенными признаны 1018 проверок, по инициативе прокуроров 2323 должностных лица привлечены к административной ответственности, 10621 – к дисциплинарной.

Прокурорское вмешательство потребовалось для искоренения практики проведения правоохранительными органами внепроцессуальных проверок субъектов инвестиционной деятельности.

По итогам совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации было решено принять дополнительные меры по организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов инвестиционной деятельности, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав инвесторов и пресечения нарушений законности. Их исполнение запланировано до 2019 года.

В заключение совещания Генеральный прокурор Российской Федерации затронул тему трагических событий в Кемерово. Чайка напомнил о своем поручении прокурорам на местах проверить все торговые центры в стране. Он отметил, что в определенные субъекты для координации действий региональных прокуратур направлены представители центрального аппарата. Генпрокурор России рассчитывает на то, что в течение месяца эта работа будет завершена. Чайка заверил, что при выявлении нарушений прокуроры применяют весь комплекс мер, вплоть до постановки вопроса об уголовной ответственности виновных лиц.

30 марта 2018, 13:26

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся открытый интерактивный форум «Надзор в экологической сфере»

Сегодня, 13 марта 2018 года, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся пятый открытый форум под председательством первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана. Мероприятие прошло в интерактивном формате с видео-включениями из регионов.

Открывая мероприятие, Александр Буксман отметил, что форум «Надзор в экологической сфере» посвящен теме, которая имеет значение для каждого человека. От решения проблем в данной сфере зависит будущее граждан всей страны. Он подчеркнул, что 2017 год, объявленный Президентом страны Годом экологии и особо охраняемых природных территорий, прошел в постоянной напряженной работе органов прокуратуры, федерального экологического надзора, звеньев всей государственной системы надзора в сфере природопользования. Совместными усилиями удалось придать мощный импульс масштабным мероприятиям по охране природы.

Для удобства обсуждения и концентрации внимания участников на наиболее актуальных вопросах подготовлены четыре дискуссионных блока – «Леса и особо охраняемые природные территории», «Охрана вод и атмосферного воздуха», «Обращение с отходами», «Защита животного мира и водных биоресурсов».

Помимо руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в мероприятии приняли участие: заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев, руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Орлов, Председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рамиль Низамов, и.о. Руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук, начальник управления контроля, надзора и охраны Росрыболовства Андрей Здетоветский, член Общественной палаты Российской Федерации Артём Кирьянов, руководитель Центра развития экологических и социальных проектов «Доброволец России», руководитель проекта «Сохраним Байкал» Максим Токарев, Амурский бассейновый природоохранный прокурор Александр Саблин, Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов, и.о. прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сергей Зенков.

Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Анатолий Паламарчук рассказал об итогах работы органов прокуратуры Российской Федерации в рамках Года экологии в России. Он отметил, что прокурорскими проверками охвачены абсолютно все отрасли природоохранной деятельности и затронут весь спектр экологических проблем.

В 2017 году прокурорами вскрыто 283 тыс. нарушений законов в сфере охраны природы, принесено почти 10 тыс. протестов, внесено 60 тыс. представлений, в суды предъявлено свыше 28 тыс. исков и заявлений на сумму 8 млрд рублей. По результатам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 45 тыс. лиц, а к административной – 26 тыс. лиц.

Работая на опережение, органами прокуратуры руководителям предприятий всех форм собственности объявлено 7 тыс. предостережений о недопустимости нарушений законодательства.

По материалам прокурорских проверок органами расследования возбуждено 2 тыс. уголовных дел.

Прокуроры внесли значительный вклад в общее дело укрепления законности. Главным было реальное восстановление нарушенных прав граждан, устранение негативных экологических последствий. Причем и тех, которые копились десятилетиями. Так называемый «накопленный ущерб».

В 2017 году Генеральной прокуратурой проведено 10 проверок в сфере обращения с отходами, экологической экспертизы, охраны водоемов, атмосферного воздуха и почв, организации охоты и рыбалки, геологоразведки, защиты лесов и краснокнижных животных.

Только в Минприроды России направлено 24 представления и информации. Президенту страны и в Правительство направлено 20 докладов.

Главным вызовом российской природы являются накопленные токсичные отходы, уничтожающие плодородные почвы. В нашей стране ежегодно образуется около 5 млрд тонн отходов, а перерабатывается лишь 15 %. Всего в России их размещено свыше 30 млрд. тонн, которые выводят из оборота ежегодно десятки тысяч гектаров почв.

В Год экологии в тесном взаимодействии с экологами-активистами прокурорами была развернута огромная работа по выявлению и ликвидации стихийных и нелегальных свалок. Ее итогом стало обнаружение и закрытие более 1 тыс. таких объектов.

Задача охраны животного мира признана на национальном уровне как одна из ключевых для сохранения биоразнообразия, имеющего экологическое, генетическое, научное и культурное значение.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды и защиты арктической природы Генеральной прокуратуры Российской Федерации Евгений Надыршин рассказал, что в 2017 году прокурорами установлено 117 тыс. нарушений законов в сфере обращения с отходами. Принесено 4,5 тыс. протестов, внесено 28 тыс. представлений, направлено 10 тыс. исков, объявлено 1,5 тыс. предостережений. По итогам рассмотрения актов реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлечена 31 тыс. лиц, по материалам прокурорских проверок органами расследования возбуждено 91 уголовное дело.

В результате принятых мер прокурорского реагирования ликвидировано свыше тысячи несанкционированных мест складирования особо опасных отходов, а также 700 нелегальных стихийных свалок в охранной зоне водных объектов.

Особую обеспокоенность вызывают нарушения при лицензировании. В 20 региональных управлениях Росприроднадзора прокурорами выявлены факты незаконной выдачи лицензий без представления соискателями необходимых документов. По итогам рассмотрения представления Генпрокуратуры России Службой разработан и выполняется план мероприятий по устранению данных недостатков.

Серьезной проблемой является утилизация и размещение отходов животноводства. По официальным данным, в 2017 году в деятельности сельхозпроизводителей их образовалось 31 млн тонн. Однако реальные цифры складируемых отходов животноводства намного больше. При этом организациями АПК часто не соблюдались требования к содержанию и эксплуатации мест размещения таких отходов и скотомогильников.

Надыршин считает своевременным ввод режима постоянного государственного контроля на эксплуатируемых полигонах отходов, обеспечивающего круглосуточный и беспрепятственный доступ инспекторов на объекты, создать с использованием ГЛОНАСС информационную систему круглосуточного дистанционного экологического мониторинга состояния полигонов и их санитарно-защитных зон. Следует предусмотреть в качестве лицензионного условия для деятельности по складированию и переработке отходов установку датчиков наблюдения, подключенных к названной системе.

Он обратил внимание участников на важность исполнения законодательства в сфере лесопользования и защиты особо охраняемых природных территорий. Надыршин подчеркнул, что лесные ресурсы являются национальным достоянием России, которое заключает в себе огромный потенциал и выполняет экологические, культурные и рекреационные функции.

При этом только в 2017 году прокурорами выявлено почти 39 тыс. нарушений лесного законодательства, в суды направлено около 4 тыс. заявлений на 1,2 млрд. руб. По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 9 тыс. лиц. По протестам отменено более 1 тыс. правовых актов. Должностным лицам объявлено 3 тыс. предостережений. По нашим материалам возбуждено 1,2 тыс. уголовных дел.

Кроме того, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в декабре 2017 года внесено представление Министру природных ресурсов и экологии России, где указан масштаб существующих проблем в рассматриваемой сфере. По результатам его рассмотрения ведомством разработан детальный план устранения нарушений и исправления ситуации.

В рамках исполнения поручения Президента страны органы прокуратуры держат на контроле вопросы соблюдения законодательства, направленного на противодействие лесным пожарам. Только в прошлом году выявлено более 22 тыс. нарушений законов в этой области. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены свыше 5 тыс. лиц. Проверки показали, что наиболее неблагополучная ситуация в 2017 году складывалась в республиках Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальском, Красноярском краях, Иркутской области.

Начальник управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ольга Шамшина рассказала об итогах работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в сфере охраны водных объектов и атмосферного воздуха, а также о результатах проверки на Байкальской природной территории.

Она отметила, что в Год экологии на особом контроле органов прокуратуры находились вопросы охраны водоемов и атмосферного воздуха. В 2017 году в этой сфере выявлено более 48 тыс. нарушений закона, опротестована 1 тыс. незаконных правовых актов, в суды направлено 4 тыс. исков, внесено 10 тыс. представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 15 тыс. лиц. По материалам проверок возбуждено 51 уголовное дело.

Прокуроры выявили факты отсутствия установленных границ охранных зон водоемов, зон затопления и подтопления территорий. Так, по 23 водохранилищам, 2 озерам, 14 морям работа по установлению водоохранных зон проведена не в полном объеме. Общая протяженность такой береговой линии превышает 100 тыс. км. Это увеличивает негативную экологическую нагрузку на водоемы.

До настоящего времени остаются не согласованными и не утвержденными правила использования 270 водохранилищ страны, что затрудняет проведение охранных мероприятий.

Наибольший экологический ущерб водным объектам причиняется промышленными и бытовыми стоками. К примеру, ежегодно в реку Амур сбрасывается свыше 230 тонн химических элементов, около 1 млрд куб. метров сточных вод, из них более 400 млн неочищенных. На Волге до 90 % сбрасываемых стоков не проходят достаточную очистку.

Органами прокуратуры приняты меры реагирования в отношении 800 объектов, сбрасывавших сточные воды без какой-либо очистки. К административной ответственности по таким фактам виновные лица привлекались природоохранными прокурорами в Волгоградской, Костромской, Нижегородской, Рязанской, Ульяновской областях и других регионах. Также предъявлялись заявления в суды о возложении обязанности на водопользователей обеспечить нормативную очистку вод и отремонтировать очистные сооружения.

Немалая доля вредных веществ поступает в водоемы от затонувших судов. С целью исключения негативного влияния на водоемы прокурорами заявлено более 40 исков об их подъеме и утилизации.

Кроме того, органами прокуратуры пресечено 400 случаев незаконного использования подземных вод для сброса в них сельскохозяйственных, промышленных и бытовых стоков.

Также прокурорами выявлялись факты загрязнения атмосферного воздуха. Ежегодно предприятиями и транспортом в атмосферу выбрасывается более 30 млн тонн загрязняющих веществ, в том числе бензапирен, аммиак, сероводород.

Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха отмечается в 20 городах России (Благовещенск, Братск, Красноярск, Магнитогорск, Норильск, Чита и другие). Зачастую хозяйствующими субъектами выбросы осуществляются без разрешения или с превышением установленных лимитов. При этом органами власти не всегда должным образом осуществляется государственный экологический надзор. В 8 регионах страны федеральная система мониторинга атмосферного воздуха отсутствует, в 45 городах с населением свыше 100 тыс. человек наблюдения не ведутся.

С целью дополнительной активизации надзора в сфере охраны атмосферного воздуха буквально на днях Генеральной прокуратурой Российской Федерации прокурорам субъектов и природоохранным прокурорам направлено соответствующее указание.

Завершая мероприятие, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман поблагодарил председателя профильного комитета Государственной Думы Владимира Бурматова и Совета Федерации Михаила Щетинина за участие в мероприятии и совместную работу в сфере природопользования.

Александр Буксман выразил уверенность в том, что 2018 год пройдет под знаком тесного сотрудничества ведомств в деле совершенствования федерального законодательства.

Он подчеркнул, что будут учтены все озвученные руководителями федеральных органов экологического контроля предложения по оптимизации и улучшению межведомственного взаимодействия и поручил главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства детально проработать все высказанные проблемные вопросы в области экологического надзора на ближайших заседаниях межведомственных рабочих групп.

Кроме того, Александр Буксман отметил, что у органов прокуратуры и федеральных органов исполнительной власти общая задача – обеспечить лучшие условия для проживания граждан страны, сберечь национальные природные богатства.

Он также поблагодарил общественные объединения и экологов-активистов, которые сотрудничают с природоохранными прокурорами. В решении коллегии Генпрокуратуры России от 31 октября 2017 года прокурорам поручено активно привлекать общественные организации к проверкам в наиболее значимых сферах природопользования.

13 марта 2018, 16:02

5 марта в г. Владивостоке состоялось второе заседание совместной межведомственной рабочей группы по защите прав инвесторов

В г. Владивостоке под председательством первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана и первого заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Осипова проведено второе заседание межведомственной рабочей группы по защите прав инвесторов, созданной в сентябре прошлого года совместным распоряжением Генпрокуратуры России и Минвостокразвития.

В нем приняли участие ответственные должностные лица Министерства по развитию Дальнего Востока, руководители подразделений Генеральной прокуратуры, прокурор Приморского края, генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока, представитель Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, средства массовой информации.

В ходе данного мероприятия рассмотрены наиболее острые и системные проблемы, сдерживающие успешное развитие инвестиционной привлекательности стратегически важного для страны Дальневосточного региона.

На заседании озвучены результаты проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки соблюдения Россельхознадзором прав предпринимателей при их регистрации в реестре экспортеров, практика реализации транспортными прокурорами округа полномочий по защите прав участников внешнеэкономической деятельности и итоги надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере защиты прав субъектов инвестиционной деятельности.

Также обсуждены обращения резидентов свободного порта Владивосток о длительном непринятии муниципалитетами решений о предоставлении им земельных участков, комплексные проблемы в соблюдении налоговыми органами прав и экономических свобод инвесторов, нарушения при проведении контрольными органами внеплановых проверок резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.

По итогам заседания принято решение, выполнение которого будет способствовать созданию благоприятного климата и улучшению деловой среды в макрорегионе.

05 марта 2018, 11:19

В Туле состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав инвесторов

Сегодня, 21 февраля 2018 года, в Туле состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав инвесторов в Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах.

В работе приняли участие Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Ольга Атюкова, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, Министр Российской Федерации Михаил Абызов, Губернатор Тульской области Алексей Дюмин, представители организаций и общественных объединений по защите прав предпринимателей, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Центрального и Южного федеральных округов, Московский, Приволжский, Северо-Западный и Южный транспортные прокуроры, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

С вступительным словом перед участниками мероприятия выступили Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка и Губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

Участники совещания обсудили результаты работы по ликвидации административных барьеров и обеспечению средствами прокурорского надзора прав и законных интересов инвесторов.

Основной доклад сделал первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман на тему «О результатах надзорной деятельности за соблюдением прав инвесторов».

Также прозвучали выступления Министра Российской Федерации Михаила Абызова, прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова, прокурора Ставропольского края Анатолия Богданчикова, прокурора Республики Северная Осетия - Алания Владимира Векшина, Южного транспортного прокурора Геннадия Крука, и.о. прокурора Калининградской области Павла Белякова и других участников.

Из докладов следует, что в 2017 году в Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах прокурорами выявлено более 110 тыс. нарушений законов, обеспечивающих защиту прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Для их устранения внесено свыше 22 тыс. представлений, в суды предъявлено около 2 тыс. заявлений (исков), предостережены о недопустимости нарушений закона 700 лиц. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены более 21 тыс. должностных лиц, возбуждено 108 уголовных дел.

Повышенное внимание уделялось приведению правовой основы взаимоотношений органов власти и частных инвесторов в соответствие с федеральным законодательством. В истекшем году прокурорами оспорено около 17,5 тыс. правовых актов, ущемляющих права предпринимателей, в том числе в сфере инвестиционной деятельности.

Благодаря прокурорскому вмешательству приводились в соответствие с федеральным законодательством муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивалось их надлежащее финансирование.

Массовый характер носили случаи несвоевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. В результате прокурорского вмешательства в указанных федеральных округах погашена задолженность перед предпринимателями по исполненным контрактам на сумму более 52 млрд рублей.

При пресечении необоснованных проверок выявлено около 54 тыс. нарушений закона, допущенных контролирующими органами. Незаконно проведенными признаны 622 проверки, по инициативе прокуроров 1689 должностных лиц привлечены к административной ответственности, 7296 – к дисциплинарной.

Прокурорское вмешательство потребовалось для искоренения практики проведения правоохранительными органами внепроцессуальных проверок субъектов инвестиционной деятельности.

По итогам совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации было решено принять дополнительные меры по организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов инвестиционной деятельности, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав инвесторов и пресечения нарушений законности. Их исполнение запланировано до 2019 года.

С заключительным словом выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка.

21 февраля 2018, 13:04


Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению»

Архив

Видео

Вторая отчетно-выборная конференция Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Забайкальский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура