Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура России проанализировала состояние законности в сфере обеспечения сохранности объектов музейного фонда и охраны объектов культурного наследия

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 14 ноября 2012, 13:20

Проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения сохранности объектов музейного фонда и охраны объектов культурного наследия свидетельствует о распространенности нарушений закона в деятельности Министерства культуры РФ, органов государственной власти, местного самоуправления и учреждений культуры.

Важнейшей остается проблема сохранности музейных экспонатов. В нарушение Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» органы государственной власти и местного самоуправления, дирекции музеев не обеспечивают их должную охрану от преступных посягательств. По состоянию на июль т.г. без какой-либо охраны находилось более 10 тыс. объектов, в которых хранятся музейные предметы. Нередко охрана осуществляется работниками учреждений культуры, не имеющими соответствующих лицензий (республики Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Свердловская и Челябинская области).

В Иркутской, Пензенской, Тульской областях принимались меры прокурорского реагирования в связи с отсутствием охранной сигнализации и системы видеонаблюдения, несоответствием витринного оборудования установленным нормативам, нарушением целостности ограждения прилегающей территории.

Ненадлежащие условия хранения культурных ценностей являются одной из главных причин, способствующих их хищениям, в том числе из музеев. Можайской городской прокуратурой Московской области по материалам Счетной палаты Российской Федерации установлен факт хищения в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике 24 музейных предметов (картины, иконы, личные вещи участников боев и др.), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации. По материалам прокурорской проверки отделом МВД России по Можайскому району ГУ МВД России по Московской области возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража).

Нередко хищениям музейных экспонатов способствует отсутствие их должного учета и инвентаризации (республики Башкортостан, Татарстан, Хакасия, Красноярский край, Владимирская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Костромская, Орловская, Пензенская, Сахалинская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра). В ряде случаев они поступают и хранятся в музеях без какой-либо документации, полноценных описаний и фотофиксации, что ведет к неправомерному распоряжению ими работниками музеев, в том числе их расхищению и подмене.

Значительную угрозу сохранности музейных ценностей представляет несоблюдение условий хранения, что приводит к их физическому разрушению и порче. Отдельные музеи размещаются в зданиях, находящихся в аварийном состоянии, требующих ремонта или не соответствующих нормам пожарной безопасности. В республике Башкортостан, Красноярском крае, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Свердловской, Тульской областях не все музеи обладают достаточными площадями специализированных фондохранилищ, оснащены специальным хранительским оборудованием. По иску прокуратуры Глинковского района Смоленской области на районную администрацию возложена обязанность произвести ремонт помещений муниципального учреждения культуры «Глинковский районный краеведческий музей», который не проводился с 1991 г.

Не всегда соблюдаются требования закона при оформлении договоров безвозмездного пользования с Минкультуры России, включении музейных предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации, регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. Прокурором г. Черногорска Республики Хакасия установлено, что 29313 экспонатов основного фонда Музея истории г. Черногорска хранятся без соответствующих экспертных заключений, музейное собрание предметов и коллекций в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации не зарегистрировано. В связи с этим городской прокуратурой предъявлено в суд исковое заявление с требованием обязать руководство музея и администрацию города обратиться в Минкультуры России по вопросу проведения соответствующей экспертизы, которое удовлетворено.

Всего в 2011 г. – первом полугодии 2012 г. прокурорами выявлено более 350 нарушений закона в сфере обеспечения сохранности объектов музейного фонда, внесено более 100 представлений, в суды направлено 20 исковых заявлений, возбуждено 24 дела об административном правонарушении, объявлено 3 предостережения, в следственные органы направлено 3 материала для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц, по результатам рассмотрения которых возбуждено 2 уголовных дела.

Кроме того, Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлены нарушения Минкультуры России законодательства при реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 740, в части обеспечения проведения реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.

Вопреки п. 1 ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Министерством допускались к таким работам организации, не имеющие разрешения органа охраны объектов культурного наследия на их проведение. Кроме того, Минкультуры России не всегда обеспечивается осуществление авторского надзора за работами по сохранению памятников истории и культуры.

В связи с изложенным Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла министру культуры Российской Федерации представление об устранении нарушений федерального законодательства и направила в его адрес информацию о состоянии законности при обеспечении сохранности объектов музейного фонда.
Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив

Мероприятия
и встречи

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка выступил на парламентских слушаниях в Совете Федерации по вопросу правоприменительной практики прокуратуры по противодействию вмешательству во внутренние дела России

Архив

Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Архив

Видео

Юрий Чайка поздравил сотрудников прокуратуры с Днем России

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Забайкальский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура