Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура Российской Федерации обозначила свою позицию к новеллам законодательства о профилактике бытового насилия

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 04 декабря 2019, 13:55

Начальник правового управления Генеральной прокуратуры России Артур Завалунов уточнил позицию надзорного ведомства к новеллам законодательства о профилактике бытового насилия.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства - одно из положений, составляющих основу конституционного строя Российской Федерации, закрепленное в статье 7 Конституции Российской Федерации. Статья 38 Конституции Российской Федерации, отнесенной законодателем в разряд основ правового статуса личности в Российской Федерации, также декларирует, что «материнство, детство и семья находятся под защитой государства» - сказал Завалунов.

Указанная норма немногословна и предоставляет семье «государственную поддержку» и «защиту государства». Семья защищается государством, которое заботится о ее физическом здоровье и морали. На государстве лежит обязанность содействовать семье, которая является хранителем морали и традиционных ценностей, признаваемых обществом. При этом важно отметить, что подход, стремящийся к более детальному регулированию, проявляется в некоторых международных инструментах в сфере прав человека.

Государство, следуя логике Основного Закона, должно не только предоставить возможность гражданам реализовать свои права (в частности, в сфере семейных правоотношений), но и привлекать к семейно-правовой ответственности в случае нарушений или злоупотреблений. Публично-правовое и частноправовое регулирование тесным образом взаимосвязано именно в брачно-семейных отношениях. Государство вправе вмешаться в частные дела семьи в ограниченных случаях для защиты отдельных категорий лиц (детей, нетрудоспособных членов семьи). Однако пределы такого вмешательства и меры семейно-правовой ответственности должен определить закон. Для этого и служит институт семейно-правовой ответственности, полагает начальник правового управления.

Артур Завалунов напомнил, что сегодня Российское государство активно проводит политику поддержки социально незащищенных слоев населения, пресечение нарушения прав человека в семье. Приоритетными направлениями государственной семейной политики названы утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании.

Вместе с тем существование проблемы семейно-бытового насилия, а также необходимость дополнительного правового регулирования в целях предупреждения и пресечения фактов насилия в семье и других бытовых условиях, безусловно, сомнений не вызывает - сообщил представитель прокуратуры.

Несмотря на то, что проблемам профилактики правонарушений уделено значительное внимание, вопросы предупреждения и пресечения именно семейно-бытового насилия, обеспечения защиты лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, до настоящего времени в достаточной степени не урегулированы - добавил Артур Завалунов.

Европейский суд по правам человека по делу «Володина против Российской Федерации» в своем решении, вынесенном в июле 2019 года, также указывает на необходимость урегулирования данной проблемы.

Сотрудники полиции фактически не имеют правовых оснований для оказания эффективного воздействия на таких лиц, поскольку законодательство предусматривает применение мер ответственности административного или уголовного характера уже после совершения правонарушения или преступления. Поэтому законопроектом предусматривается введение таких превентивных мер профилактики, как защитное предписание и судебное защитное предписание.

Само по себе защитное предписание не имеет целью вмешательства в дела семьи, в том числе в процесс воспитания детей, а призвано предупредить нарушителя о возможности наступления неблагоприятных последствий при продолжении противоправных действий, не допустить совершения административного правонарушения или преступления и, тем самым, сохранить семью.

Согласно положениям законопроекта, для вынесения защитного предписания определяющим является не просто сообщение от каких-либо лиц о семейно-бытовом насилии, а установление должностным лицом органов внутренних дел факта совершения семейно-бытового насилия либо его отсутствия.

Законодательные акты подобного содержания имеются практически во всех зарубежных странах. Их реализация позволяет оградить определенные категории граждан (в первую очередь женщин и детей), подвергаемых всякого рода преследованиям со стороны родственников, близких и иных совместно проживающих с ними лиц, от противоправных действий.

Законность вынесения защитных предписаний и соразмерность устанавливаемых ограничений, а также соблюдение прав и свобод граждан не будет оставлена без внимания органов прокуратуры в рамках осуществлении надзорной деятельности.

Артур Завалунов также добавил - вполне естественно, что с учетом существенной специфики сферы регулируемых отношений ряд положений законопроекта нуждается в дополнительной проработке, и Генеральная прокуратура Российской Федерации как орган, осуществляющий высший надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, активно участвует в этом процессе.


С этой и другими новостями можно ознакомиться на информационно-коммуникационном сервисе Генеральной прокуратуры Российской Федерации «ЭФИР» по адресу: efir.genproc.gov.ru

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив

Мероприятия
и встречи

Генеральный прокурор Российской Федерации провел совещание по вопросам организации работы и прокурорского надзора, в том числе в условиях распространения коронавирусной инфекции

Архив

Интервью
и выступления

Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации информационному агентству «Интерфакс»

Архив

Видео

Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область - Кузбасс
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Забайкальский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире