Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Гулягина журналу «Прокурор»

«Ни одно из обращений граждан не остается без внимания»

Юрий Александрович, заступив пять лет назад на должность заместителя Генерального прокурора в Дальневосточном федеральном округе, Вы в качестве приоритета в работе назвали обеспечение на территории округа верховенства закона, защиты прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Спустя годы, Ваше мнение не изменилось?

Прежде всего, хотел бы отметить, что соблюдение верховенства закона способствует укреплению системы государственного управления, совершенствованию механизма защиты конституционных прав и свобод граждан, повышению эффективности борьбы с преступностью. В центре внимания прокуроров были, есть и остаются вопросы соблюдения социальных прав граждан, создание безопасных условий их жизни. Борьба с коррупцией и защита прав граждан - вот ключевые направления деятельности органов прокуратуры.

Я бы даже выделил защиту прав граждан как основную функцию прокуратуры. К тому же правозащитная деятельность тесным образом переплетается с противодействием коррупции. Ведь во многих случаях причиной нарушений прав людей становятся именно корыстные действия чиновников. А здесь эффективно могут сработать лишь государственные органы, наделенные надзорными и правоохранительными функциями.

То же самое можно сказать и о надзоре за исполнением закона государственными и муниципальными служащими. Прокуратура ведь защищает не только отдельно взятых людей, но и целые социальные группы. Не секрет, что некоторые чиновники нередко под видом различных сборов облагают предпринимателей незаконными поборами или создают искусственные барьеры, мешающие развитию экономики, ущемляющие права граждан. Мы же добиваемся отмены правовых актов, которые противоречат закону.

Какие сейчас стоят перед органами прокуратуры первоочередные задачи? На ваш взгляд, надзорные органы справляются с ними?

Внимание прокуроров сконцентрировано на соблюдении прав несовершеннолетних, инвалидов и пенсионеров в сферах социального обеспечения, здравоохранения, жилищного строительства, решении жилищных проблем ветеранов Великой Отечественной войны, сирот, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В целях обеспечения верховенства закона прокуроры регулярно осуществляют надзор за соблюдением законодательства в сфере реализации приоритетных национальных проектов, о выборах, противодействии терроризму и экстремизму, государственной и муниципальной службе, о труде в части обеспечения прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд, в сфере тепло- и электроснабжения и др.

С удовлетворением могу отметить, что в последнее время люди стали гораздо активнее обращаться в прокуратуру, как говорится, в поисках правды. Люди, к счастью, перестают видеть в прокуратуре карательный орган, поэтому и количество обращений растет. Кто-то направляет заявления и жалобы в письменной форме, кто-то приходит на личный прием. Для удобства мы открыли интернет-приемную, куда ежедневно приходят десятки сообщений.

Прокуратура пристально следит за исполнением законов о труде в части обеспечения прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд, выплату пособий. Насколько действенны прокурорские проверки?

Общеизвестно, что у нас крайне низок уровень правовой грамотности населения, есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. Люди по существу остаются один на один с произволом и беззаконием со стороны работодателей. Сегодня усилия всех ветвей власти направлены на улучшение уровня жизни людей, повышение их благосостояния. Однако эта работа невозможна без усиления правовой защиты граждан, в особенности социально-уязвимых и малообеспеченных слоев. В этих условиях именно органы прокуратуры являются тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права.

Насколько эффективны принимаемые прокурорами меры может свидетельствовать положительная динамика задолженности по заработной плате последних лет.

В период кризисных явлений проблема невыплаты зарплаты стояла достаточно остро. Лихорадило предприятия оборонного комплекса, обрабатывающих производств, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. В отдельные периоды долги в целом по округу превышали миллиард рублей.

Дополнительным импульсом к устранению возникших проблем послужило совместное совещание, проведенное в г. Хабаровске 2 сентября 2009 г. при Генеральном прокуроре РФ Ю.Я.Чайке и полномочном представителе Президента России в округе В.И.Ишаеве, посвященном взаимодействию органов прокуратуры и органов государственной власти субъектов округа в сфере соблюдения трудового законодательства. На совещании для исправления ситуации выработано решение, определены аккумулирующее задачи, как для органов власти, так и для прокуроров.

В целях повышения эффективности работы в указанной сфере управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в субъектах округа с участием органов власти и контролирующих органов были проведены аналогичные мероприятия.

Результатом активизации надзорной деятельности явилась стабилизация состояния законности в данной сфере. Долги по заработной плате и число имеющих их организаций значительно сократилось.

Можете привести конкретные примеры?

Конечно. В Республике Саха (Якутия) полностью погашены многомесячные долги по зарплате в ООО «Сахаолово», находящемся в стадии банкротства.

Благодаря настойчивости органов прокуратуры, власти Приморского края смогли найти неординарное решение и трудоустроить большинство работников филиала «Русский Вольфрам», оставшихся без работы и заработка.

В результате совместных с органами военной прокуратуры усилий ликвидирована систематически имевшаяся в течение 2009 г. задолженность по зарплате на предприятиях судоремонтной отрасли оборонного комплекса в Приморском крае.

Если говорить о текущем моменте, то на 1 сентября 2011 года в округе задолженность организаций составила 116,4 млн. рублей. По сравнению с кризисным 2009 г. в несколько раз снизилось количество предприятий, имеющих долги. И в этом в немалой степени заслуга прокуроров.

Говоря о причинах возникновения задолженности по оплате труда, отмечу, что наряду с объективными причинами - это и сложное финансовое положение предприятий, отсутствие спроса на изготавливаемую продукцию, есть и субъективная составляющая данного явления - неправомерные действия управленцев, доводящие предприятия до банкротства. Только в текущем году по инициативе прокуроров в отношении 15 нерадивых руководителей предприятий-должников возбуждены уголовные дела, 29 дисквалифицированы в административном порядке.

В практике прокурорского надзора неединичны факты, когда заработная плата не выплачивается из корыстной заинтересованности работодателя. Всего с начала 2011 г. в округе возбуждено 20 таких уголовных дел. В каждом случае выявлены злоупотребления, в результате которых деньги работникам не выплачивались. Например, в Приморском крае руководитель рыбопромыслового общества умышленно не платил рабочим больше двух месяцев и в общей сложности задолжал свыше 2 млн. рублей, большая часть из них погашена им только после возбуждения уголовного дела.

Всего в результате прокурорского вмешательства в текущем году погашена задолженность по заработной плате на общую сумму более 687 млн. рублей.

Сложно и неоднозначно идет реформа жилищно-коммунального хозяйства в стране. Какие проблемы в этой сфере вы считаете наиболее острыми? Какими рычагами обладает прокуратура, чтобы обеспечить законные интересы граждан, государства и хозяйствующих субъектов ЖКХ?

Органы прокуратуры принимают необходимые меры к поддержанию состояния законности в сфере ЖКХ на достаточном уровне, однако до настоящего времени остается немало нерешенных вопросов, которые были рассмотрены на межведомственном совещании, прошедшем 26 августа т.г. в г.Хабаровске.

Основные нарушения органы государственной власти, местного самоуправления, организации коммунального комплекса допускают в процессе планирования финансовых расходов на подготовку к отопительному периоду, организации конкурсов на право проведения работ по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду. Не всегда обеспечивается контроль за соблюдением сроков проведения ремонтных работ, еще не все котельные полностью снабжены резервными источниками энергоснабжения; низкий процент замены ветхих коммунальных сетей и оборудования, недостаточна результативность мер, направленных на погашение задолженности за коммунальные услуги.

В целях устранения нарушений законов прокуроры принимают весь комплекс мер реагирования. Только с начала подготовки к отопительному периоду 2011-2012 гг. прокурорами выявлено около 2000 нарушений законодательства. В целях их устранения внесено свыше 600 представлений, объявлено более 200 предостережений, в суды направлено 472 заявления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 125 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и 352 - к административной.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации отдельное внимание уделяется целевому расходованию средств, выделяемых организациям коммунального комплекса на модернизацию ЖКХ.

Установлены факты неправомерного вывода денежных средств из систем безналичных расчетов в наличный оборот путем предоставления беспроцентных займов.

К примеру, в Сахалинской области ООО «Теплосети», имея задолженность по обязательствам имущественного характера, по налогам, сборам и иным обязательным платежам в размере около 4 млн. рублей в качестве беспроцентных кредитов перечислило более 8 млн. рублей на счета аффилированных организаций. В связи с этим орган внутренних дел проводит процессуальную проверку. Такие нарушения не единичны.

По результатам проведенных в названной сфере органами прокуратуры проверок следственными органами возбуждено 30 уголовных дел.

Юрий Александрович, какая картина, по данным прокуратуры, складывается сейчас, когда в большинстве регионов Дальнего Востока уже начался отопительный сезон?

Необходимо отметить, что в настоящее время процесс завершения подготовки к осенне-зимнему сезону происходит в плановом режиме. Однако уже на сегодняшний день имеются факты бездействия органов местного самоуправления, которые могут повлечь перенос в отдельных населенных пунктах сроков начала отопительного периода.

Так, по факту ненадлежащей организации теплоснабжения в микрорайоне Марха г. Якутска прокуратура республики проводит проверку, в ходе которой принимаются меры реагирования, права граждан будут восстановлены в ближайшее время.

В целях оперативного проведения проверок по фактам возникающих на объектах ЖКХ аварийных ситуаций и принятия мер к привлечению виновных лиц к ответственности органами прокуратуры в округе организован обмен информацией с оперативными дежурными службами, осуществляется ежедневный мониторинг публикаций средств массовой информации, сообщений в сети Интернет об отключении потребителей от электрической и тепловой энергии, контролируется реальное устранение нарушений.

Я лично держу этот вопрос под контролем.

Полпред В.И. Ишаев, выступая на совещании, которое в июле проводил в Хабаровске Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я.Чайка, заявил, что «коррупция разъела все вдоль и поперек». Как прокуратура борется с коррупцией во властных структурах, отраслях экономики и в собственных рядах?

Дальневосточный федеральный округ является неотъемлемой частью России и проблема коррупции также актуальна для нашего региона. Ведь рост коррупционных проявлений является одним из основных препятствий повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью.

В рамках осуществления надзорной деятельности проводятся проверки исполнения законодательства о государственной службе, противодействии коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.

Задача органов прокуратуры сегодня - пресечь злоупотребления, устранить условия, которые могут способствовать коррупционному поведению. Для этого органы прокуратуры округа регулярно проверяют наличие в нормативных актах и их проектах так называемой коррупционной составляющей. Наибольшее количество актов, содержащих такие нормы, издается по вопросам, регулирующим отношения в сфере бюджетного, земельного законодательства.

Должен отметить, что в антикоррупционной экспертизе нуждается не только региональная нормативная база, но и муниципальные правовые акты.

Как показывает прокурорская практика, органы местного самоуправления допускают появление норм, обладающих коррупционным потенциалом при принятии правовых актов, регулирующих порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения, а также вопросы гарантий и статуса муниципальных служащих.

Объектом нашего внимания являются нормы, устанавливающие запреты и ограничения для государственных гражданских служащих.

Какие именно нарушения допускают государственные гражданские служащие?

Самые различные. Граждане, работающие на госслужбе, не всегда достоверно отражали полученные доходы в декларациях, не в полном объеме указывали сведения о принадлежащем на праве собственности движимом и недвижимом имуществе, земельных участках, счетах в банках, принадлежащих акциях. Установлены факты вхождения государственных гражданских служащих в состав учредителей и органов управления коммерческих организаций.

В целях устранения выявленных нарушений закона при прохождении государственной гражданской службы, а также осуществлении деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в округе только в текущем году мной внесено 13 представлений, которые удовлетворены. По результатам их рассмотрения 14 виновных лиц привлечены к ответственности.

Президент России Д.А.Медведев на особом контроле держит ситуацию, связанную с исполнением законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок. А как обстоит ситуация в Вашем регионе?

Обобщение результатов надзорной деятельности в этой сфере показывает, что во всех субъектах округа выявляются различные нарушения законодательства. Это – несоблюдение порядка и использования предусмотренных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, требований об информационном обеспечении размещения заказов, отсутствие реестров закупок и другие.

Причиной нарушений зачастую являются неправомерные действия должностных лиц, влекущие в ряде случаев и уголовную ответственность.

Учитывая, что отсутствие должного контроля за проведением конкурсов на размещение заказов для государственных нужд, нецелевое использование бюджетных средств создает благоприятную почву для коррупционных проявлений, управлением Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе систематически проводятся проверки в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, образованных в округе.

По их результатам принимаются меры прокурорского реагирования к отмене правовых актов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, создающих незаконные административные барьеры для реализации хозяйствующими субъектами своих прав.

Например?

По моему представлению руководителем ДВМТУ Ростехрегулирования отменены нормы конкурсной документации, предусматривавшие дополнительные условия для участников размещения заказа (отсутствие аффилированности с заказчиком, а также с их сотрудниками) и запрет на допуск в случае несоответствия установленным требованиям, тем самым незаконно ограничивая претендентов на участие в торгах и получение госзаказа.

Хочу отметить, что противодействие коррупции в округе осуществляется не только средствами прокурорского надзора. За 6 месяцев 2011 г. правоохранительными органами на территории округа выявлено свыше 300 преступлений коррупционной направленности, в связи с чем органами следствия возбуждено 291 уголовное дело, в том числе и в отношении лиц, занимающих высокое должностное положение. Из общего количества уголовных дел 20 возбуждено в отношении представителей правоохранительных органов: сотрудников органов внутренних дел - 16, ФСИН- 4.

В текущем году судами округа рассмотрено около 120 уголовных дел. По результатам судебного разбирательства 130 лиц признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, в т.ч. 5 лиц - по уголовным делам, расследованным следственной частью ГУ МВД РФ по ДФО.

К примеру, в апреле т.г. Южно-Сахалинский городской суд признал виновными в мошенничестве начальника департамента здравоохранения Сахалинской области Васильченкова А.В., учредителя ООО «Электрон Плюс» Сафонова В.В.и Муна В.П., которые с декабря 2006 г. по апрель 2008 г. совершили хищение бюджетных средств области в сумме свыше 98 млн. рублей путем незаконного проведения конкурса на поставку томографа и создания условий для победы подконтрольной им организации - ООО «Электрон Плюс». Осужденным назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и возмещением ущерба.

Однако принимаемые меры не всегда не достигают желаемого результата. Значительно снижена активность по выявлению таких преступлений в Хабаровском и Камчатском краях, Сахалинской области.

На сегодняшний день работа оперативных подразделений правоохранительных органов также не всегда соответствует складывающейся обстановке. Отсутствуют серьезные разработки в отношении лиц, занимающихся взяточничеством, «крышеванием», протекционизмом.

С учетом складывающейся в регионе криминогенной обстановки на совместном заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и координационного совещания руководителей правоохранительных органов округа 10 марта 2011 г. принят План декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2011-2013 гг. Этим планом предусмотрены мероприятия по противодействию коррупции в лесопромышленном комплексе округа, сфере добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов, оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и иных отраслях.

Для повышения гарантий независимости при выполнении возложенных обязанностей и предупреждения фактов неправомерного служебного поведения работников прокуратуры назначение на должности проводится только после тщательного изучения личности кандидата, который должен обладать безупречным послужным списком и соответствующей репутацией.

Тем самым в рамках общей схемы органов прокуратуры России создаётся вертикально интегрированная структура, которая призвана обеспечить системный подход к противодействию коррупции.

Предпринимают ли надзорные органы особые меры в преддверии выборов в Госдуму, ведь сейчас особенно важно не пропустить ни одного нарушения закона?

Естественно, что в период избирательных кампаний надзор за исполнением законодательства о выборах становится одним из ключевых направлений нашей деятельности. В целях обеспечения законности при подготовке и проведении выборов прокуроры активно взаимодействуют с избирательными комиссиями, правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления. Созданы межведомственные рабочие группы.

Непосредственно перед выборами и в день их проведения будет организовано круглосуточное дежурство оперативных работников.

Первые результаты свидетельствуют о том, что нарушения в этой сфере по-прежнему допускаются.

В Приморском крае выявлены нарушения при организации и проведении регистрации (учета) избирателей. Там же, а также в Амурской области не все органы местного самоуправления приняли меры по обеспечению деятельности избирательных комиссий.

Надо сказать, что при подготовке и проведении предвыборных мероприятий важно не только обеспечить их законность и правопорядок, но и обезопасить общество от проявлений экстремизма, национальной и конфессиональной нетерпимости. Здесь у нас налажено тщательное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами.

Какое место в деятельности органов прокуратуры занимает сейчас борьба с терроризмом, фашистскими и экстремистскими проявлениями?

Само собой, этому направлению деятельности уделяется также повышенное внимание. С удовольствием отмечу, что принятые прокурорами в течение 2011 г. меры по координации деятельности правоохранительных органов, сбору, накоплению, обработке данных о нарушениях законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, своевременному реагированию на осложнение криминогенной ситуации способствовали недопущению происшествий чрезвычайного характера и дестабилизации общественно-политической обстановки в регионах Дальнего Востока.

Однако и у нас есть ряд недостатков в этой сфере.

Так, в Хабаровском, Приморском, Камчатском краях, Чукотском автономном округе установлено, что ряд руководителей органов местного самоуправления, образования, объектов ЖКХ, энергетики, транспорта, предприятий и учреждений с массовым пребыванием людей недостаточно обеспечивают безопасность и защищенность населения от возможных проявлений терроризма. Профилактические меры, направленные на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов и антитеррористической защищенности, не принимаются.

В округе не прекращены факты распространения в средствах массовой информации материалов экстремистского характера. В Камчатском крае выявлены нарушения законодательства о противодействии экстремизму в деятельности библиотечных фондов.

Имеются случаи самоустранения органов власти от проведения профилактических мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму. Так, в Приморском крае не все муниципальные образования приняли целевые комплексные программы по профилактике терроризма и экстремизма на 2011 г.

В целях устранения нарушений законодательства о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в истекшем периоде 2011 г. прокурорами внесено 1043 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 453 лица, принесено 56 протестов, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 165 лиц, объявлено 23 предостережения, в суды направлено 287 исковых заявлений.

В настоящее время реализуется комплекс, направленных на укрепление законности в рассматриваемых сферах мер, выработанных на межведомственных совещаниях.

С какими жалобами чаще всего обращаются граждане в органы прокуратуры?

Ежегодно в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав обращаются тысячи граждан, представителей юридических лиц, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

Жизненные ситуации заставляют обращаться наших граждан в прокуратуру по самым различным вопросам. Это и нарушения их жилищных, пенсионных, трудовых прав, прав на социальное обеспечение, проблемы жилищно-коммунального хозяйства, незаконные действия сотрудников полиции, нарушения уголовно-процессуального законодательства по уголовным делам и материалам о мошенничествах, убийствах, нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и многие другие вопросы.

При этом ни одно из обращений граждан не остается без внимания. Все доводы заявителей тщательно проверяются, принимаются меры прокурорского реагирования для восстановления нарушенных прав.

Надо сказать, что обращения граждан представляют собой источник информации о реальном состоянии законности, необходимости совершенствования законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, нарушениях прав и законных интересов граждан, защиту которых призвано обеспечивать государство. Своевременное принятие решений по обращениям способствует росту и укреплению авторитета публичной власти, повышает качество государственного управления, способствует укреплению законности и правопорядка.

Можно привести пример, когда по моим представлениям, внесенным в адрес начальника Главного управления МВД России по округу, удовлетворены обращения сотрудников органа внутренних дел, одного из которых незаконно отстранили от должности, а другому не предоставили очередной отпуск.

В текущем году по обращению председателя одной из рыболовецких артелей в целях устранения выявленных нарушений начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу мной внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению нарушений.

И примеров подобного рода можно приводить немало.

И напоследок, Юрий Александрович, расскажите, как Вы любите проводить свободное время, чем увлекаетесь?

Вы знаете, свободного времени практически нет. Но если выдается лишняя минутка, с удовольствием занимаюсь спортом. Очень люблю читать, предпочитаю классику. Совсем недавно прочитал пятитомный сборник наставлений святых отцов «Добротолюбие».

Журнал «Прокурор», № 2/2011