Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации И.Г.Семчишина на заседании Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам

В Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев особо подчеркнул роль Российской Федерации как социального государства, призванного обеспечить достойную жизнь и социальные гарантии для граждан.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является реализация долгосрочных целевых программ в ключевых отраслях – здравоохранении, образовании, жилищной сфере и других.

Значительный объем бюджетных средств инвестируется в экономику, в том числе в агропромышленный комплекс.

Органы прокуратуры федерального округа во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации, правоохранительными и контролирующими органами обеспечивают постоянный мониторинг правоприменительной практики, ориентированы на устранение правовых и административных барьеров при реализации долгосрочных государственных проектов и программ.

В 2008 году выявлено 14 тысяч нарушений закона, для устранения которых применен весь комплекс мер прокурорского реагирования.

Внесено более 3 тысяч представлений об устранении нарушений закона, по инициативе прокуроров 800 виновных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 180 – к административной.

Путем обращения в суды прокуроры обеспечили возврат невыплаченных либо незаконно потраченных бюджетных средств в сумме более 18 миллионов рублей.

Итогом проделанной работы стало обеспечение прав врачей и педагогов на своевременное получение дополнительных выплат, защита интересов граждан-участников долевого строительства, пресечение нецелевого использования бюджетных средств, иные социально значимые результаты.

*****

Органами прокуратуры проведена ревизия региональной и муниципальной правовой базы, выявлены незаконные правовые акты, а также пробелы в правовом регулировании.

По протестам и заявлениям прокуроров в соответствие федеральному законодательству приведено более 500 актов.

Прокурору понадобилось пройти все судебные инстанции, включая Верховный Суд России, для того чтобы заставить законодателя в Республике Хакасия предусмотреть в республиканском бюджете необходимые средства для выплат за классное руководство.

В Забайкальском крае, Республике Бурятия после неоднократных «напоминаний» прокуратуры законодательно определен порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработаны правовые акты по вопросам городской и поселковой застройки. Например, в Кемеровской области после вмешательства прокуроров в семидесяти муниципальных образованиях утверждены генеральные планы поселений и правила землепользования.

*****

В 2008 году в Сибирском федеральном округе выявлено 230 преступлений, связанных с посягательствами на бюджетные деньги, выделенные для реализации приоритетных национальных проектов.

В настоящее время более 100 уголовных дел направлены в суды, осуждено 34 лица.

Наибольшее количество преступлений совершено сельскими жителями, мошенническим путем получившими средства государственной поддержки сельхозпроизводителям. В некоторых случаях такие преступления совершаются с использованием должностных полномочий.

Так, к одному году лишения свободы условно осужден глава муниципального района в Алтайском крае. Получив льготный целевой кредит, потратил его не по назначению и направил в Главное управление сельского хозяйства фиктивные документы, дающие право на получение субсидии.

Случаи совершения подобных преступлений должностными лицами органов местного самоуправления, к сожалению, не единичны.

За аналогичные преступления осуждены: депутат выборного органа местного самоуправления в Иркутской области, глава сельского поселения в Забайкальском крае. В Омской области в настоящее время расследуется дело в отношении депутата, в Алтайском крае в суд направлено дело по обвинению председателя поселкового совета народных депутатов.

Совершению подобных преступлений способствует ненадлежащий контроль за достоверностью сведений, представляемых гражданами, претендующими на получение государственной поддержки. Органы местного самоуправления решить эти задачи не в состоянии. На банк, осуществляющий кредитование, полномочия по проверке подлинности документов о целевом использовании кредита законом не возложены.

В текущем году в округе возбуждено более десятка уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Хищения осуществлялись по аналогичной схеме: путем предоставления фиктивных документов, дающих право на получение субсидий на покупку жилья либо улучшение жилищных условий. Так, виновным в совершении должностного преступления судом признан глава администрации муниципального образования «Земляно-Заимского сельсовета» в Новосибирской области. Злоупотребляя должностными полномочиями, используя подложные документы, он получил субсидию для улучшения жилищных условий.

На координационном совещании руководителей правоохранительных органов Сибирского федерального округа выработан комплекс дополнительных мер по пресечению хищений бюджетных средств, коррупционных проявлений при реализации долгосрочных социальных программ.

*****

Особое внимание прокурорами уделено самому дорогостоящему национальному проекту - «Здоровье».

За девять месяцев текущего года только из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регионы округа получили 7,1 млрд. рублей. Объем софинансирования сферы здравоохранения из консолидированных бюджетов регионов округа составил 13,0 млрд.рублей.

Прокурорами дана оценка правильности расходования средств на дополнительные выплаты медицинскому персоналу, эффективности использования поставленного оборудования, качества и доступности медицинской помощи.

Выявлены многочисленные нарушения прав медицинских работников участкового звена на получение дополнительных выплат в полном объеме.

В интересах медиков прокуроры обращались в суд с заявлениями о взыскании задолженности по выплатам.

Например, в Республике Бурятия с начала года суды удовлетворили 259 таких заявлений на сумму почти 3 миллиона рублей.

В каждом втором субъекте Федерации округа прокуроры реагировали на нарушения порядка работы с родовыми сертификатами.

По представлениям прокуроров лечебные учреждения приняли меры по подготовке помещений и комплектованию штатов необходимыми «узкими» специалистами для использования новой медицинской техники.

Проверки законности поставок продукции для нужд медицинских учреждений вскрыли многочисленные нарушения законодательства о конкуренции, о поставках товаров для государственных и муниципальных нужд. Зачастую товары и услуги закупались лечебными учреждениями у заинтересованных лиц, без проведения конкурсов и заключения государственных контрактов.

В Забайкальском крае группа лиц – государственных заказчиков и поставщиков медицинского оборудования уклонялась от установленной законом процедуры закупок.

При этом бюджетные средства перечислялись до проведения конкурсов, а срок поставки устанавливался от 1 до 10 дней. В результате в конкурсе заведомо не могли участвовать поставщики из других регионов.

Реализуя эту схему, администрация одного из районов края перечислила 580 тысяч рублей за ремонт больницы индивидуальному предпринимателю – близкому родственнику главы района.

Возникали проблемы и при исполнении централизованных контрактов на поставку медицинского оборудования и санитарного автотранспорта.

Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию должный контроль за исполнением условий контрактов не осуществлялся. Не было такого контроля и со стороны органов управления здравоохранением субъектов Федерации, которым агентство не направило копии указанных контрактов.

Органам исполнительной власти в субъектах пришлось самостоятельно решать вопросы, связанные с поставкой некомплектных автомобилей «скорой помощи» и иного оборудования.

ЗАО «Медицинские технологии ЛТД» (г. Москва) в 2007 году поставило в лечебные учреждения Красноярского края и Республики Алтай некачественное, некомплектное лабораторное и диагностическое оборудование, в результате чего оно неоднократно выходило из строя и его ремонт занимал длительное время.

Однако до вмешательства органов прокуратуры меры к доукомплектованию и скорейшему вводу в эксплуатацию оборудования не принимались. В настоящее время в этих субъектах нарушения устранены.

Вместе с тем в Забайкальском крае сегодня простаивает 19 единиц оборудования и 5 автомобилей скорой медицинской помощи. Причины – неисправность полученной техники и отсутствие дополнительных финансовых средств для оплаты ремонта.

Кроме того, многие субъекты Федерации округа из-за отсутствия на их территориях сервисных центров вынуждены направлять медицинское оборудование для ремонта и технического обслуживания в другие регионы, что увеличивает длительность простоя указанного оборудования и расходов на его содержание.

Прокуроры также ориентированы на усиление надзора за законностью оказания государственными и муниципальными медицинскими учреждениями платных услуг с использованием оборудования, полученного в рамках нацпроекта и предназначенного для оказания бесплатной помощи населению. Зачастую оказание платных услуг обусловлено недостаточным финансированием лечебных учреждений. На наш взгляд, требуется не только дополнительная финансовая поддержка, но и законодательное разрешение этой проблемы.

*****

При осуществлении надзора за соблюдением законности при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в каждом втором субъекте Федерации в округе прокурорами защищены права педагогических работников на своевременную и в полном объеме выплату вознаграждений за классное руководство.

В большинстве регионов Сибирского федерального округа мерами прокурорского реагирования удалось этого добиться.

Однако в Забайкальском и Красноярском краях педагоги не получали эти выплаты в полном объеме, поскольку при их расчете не была учтена надбавка за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент. В связи с чем прокуроры обращались в суд в интересах педагогических работников. В Красноярском крае, например, с начала 2008 года судами удовлетворено 737 заявлений прокуроров на сумму более 2,4 млн. рублей.

2007 год был завершающим в массовом комплектовании школ учебным, учебно-наглядным оборудованием, техническими средствами обучения и школьными автобусами за счет средств федерального бюджета. Однако в каждом втором субъекте Федерации в округе выявлено несоответствие техническим требованиям ГОСТ поставленных школьных автобусов, что делало невозможным их использование для перевозки детей.

В связи с тем, что поставки автобусов осуществлялись централизованно, региональные и муниципальные органы управления образованием не имели возможности повлиять на исполнение контракта. После вмешательства прокуроров на местах была организована работа по переоборудованию автобусов, что повлекло незапланированные расходы региональных и муниципальных бюджетов.

По требованию прокуратуры Новосибирской области поставщик школьных автобусов за свой счет поставил 24 новых школьных автобусов взамен ранее поставленных, не имеющих сертификатов соответствия и непригодных для перевозки детей.

В нарушение федерального законодательства типовые комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования поступают без санитарно-эпидемиологических заключений, в связи с чем органы местного самоуправления вынуждены получать эти заключения самостоятельно за счет собственных средств.

Пресекались факты злоупотреблений должностных лиц, уполномоченных прямо или косвенно распределять денежные средства на приобретение школьного оборудования.

В Республике Алтай расследуется уголовное дело в отношении руководителя отдела образования администрации одного из муниципальных районов, который без проведения конкурса, по завышенной стоимости приобрел оргтехнику для общеобразовательной школы у индивидуального предпринимателя, являющейся женой начальника райфинотдела.

В Новосибирской области возбуждено 5 уголовных дел о мошенничестве, связанных с поставками некачественного учебно-наглядного оборудования в школы.

*****

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при реализации национальных приоритетных проектов особое внимание уделяется защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Результаты прокурорских проверок показывают, что повсеместно нарушается право детей-сирот на внеочередное обеспечение жильем. Основной причиной этого является недостаточность денежных средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, на что прокуроры вынуждены ежегодно обращать внимание высших должностных лиц субъектов Федерации.

В Кемеровской области в 2007 году на основании судебных решений, вынесенных по искам прокуроров, обеспечены жильём 25 детей-сирот. В текущем году прокурорами предъявлены аналогичные иски в интересах 24 детей.

Во всех субъектах Федерации Сибирского федерального округа администрациями специализированных образовательных учреждений, являющихся согласно закону опекунами и попечителями для обучающихся в них детей-сирот, ненадлежащим образом исполняются обязанности по защите прав и законных интересов опекаемых.

Причинами этого является недостаточное финансирование деятельности специализированных учреждений, небрежное отношение их руководителей к исполнению своих должностных обязанностей.

Например, в Алтайском крае из-за недостаточного финансирования специализированных учреждений для выхаживания и воспитания детей в возрасте до четырёх лет (дома ребёнка) находящиеся в них дети недополучали продукты питания, не обеспечивались необходимым комплектом одежды и обуви. В результате прокурорского вмешательства в текущем году финансирование названных учреждений увеличено.

Выявлены многочисленные нарушения прав учащихся детей-сирот на получение причитающихся им стипендий, пособий, оплату практики, проезда, а также факты несвоевременной и неполной выплаты денежных средств на содержание детей.

Так, в текущем году органами прокуратуры Республики Тыва направлено в суды 240 исковых заявлений о взыскании невыплаченных сумм по детским пособиям детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на сумму более 3 млн. руб. По 218 искам требования прокурора уже удовлетворены.

*****

Проверками исполнения законов при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выявлены многочисленные нарушения, в том числе в действиях муниципальных служащих.

В каждом втором субъекте Федерации в округе приняты меры прокурорского реагирования в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления полномочий по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда.

Указанные органы бездействовали, не создавали комиссии и не признавали жилье непригодным для проживания, своевременно не осваивали бюджетные средства, выделенные для приобретения гражданам новых жилых помещений, не назначали соответствующие конкурсные процедуры.

По требованиям прокуратуры в Республике Тыва, Новосибирской области, Красноярском крае более чем в ста муниципалитетах созданы межведомственные комиссии по оценке пригодности жилых помещений.

В г. Новокузнецке Кемеровской области прокурор был вынужден обратиться в суд, чтобы заставить местную администрацию предоставить инвалиду жилье взамен аварийного. Требования прокурора удовлетворены.

В г. Игарка Красноярского края (район Крайнего Севера) возбуждено и расследуется уголовное дело о хищении директором организации–подрядчика денежных средств, выделенных муниципальному образованию по целевой программе переселения жителей г. Игарки из ветхого жилья.

В каждом регионе в округе выявлены нарушения в действиях органов местного самоуправления при реализации государственных жилищных программ.

Как правило, не соблюдался порядок приема документов от граждан, не проверялась достоверность указанных в них сведений, в результате чего отдельные лица незаконно приобретали право на получение субсидий федерального бюджета.

Например, в Колыванском районе Новосибирской области судом удовлетворено 10 исков прокурора о признании недействительным права граждан на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и взыскании в пользу казны Российской Федерации 1 млн. 732 тыс. рублей. В отношении указанных граждан возбуждены уголовные дела о мошенничестве, 5 из которых направлены в суд, два лица уже осуждены.

В ряде случаев аналогичные нарушения федерального законодательства были совершены при попустительстве или прямом пособничестве со стороны должностных лиц муниципального образования. Некоторые чиновники включали в списки лиц, претендующих на получение государственной поддержки, себя и своих родственников при отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий, их действиям дана уголовно-правовая оценка.

Средствами прокурорского надзора защищались права граждан-участников долевого строительства.

Во всех субъектах Федерации выявлены «проблемные» объекты, где нет правоустанавливающих документов на земельные участки, а также документов, без которых невозможно завершить строительство и ввести дома в эксплуатацию, либо имели место случаи «двойной» продажи квартир.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что основными причинами многочисленных нарушений в этой сфере стали злоупотребления чиновников, недобросовестность застройщиков и ненадлежащий контроль со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления за деятельностью инвестиционных и строительных компаний.

В Томской области в результате прокурорского вмешательства предотвращено принятие с превышением полномочий нормативного акта, регулирующего правоотношения в долевом строительстве жилья.

Тревогу вызывают массовые нарушения законов при предоставлении земельных участков для строительства объектов, в том числе осуществляемого на средства, выделяемые в рамках нацпроектов. Распоряжениями глав местных администраций акты предварительного выбора земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов согласовывались без проведения аукционов по предоставлению земельных участков; утверждались без положительных заключений государственной экологической экспертизы. Осуществлялось строительство многоквартирных домов без разрешения на строительство, государственной регистрации права аренды земельного участка и договоров на участие в долевом строительстве. Более того, в городах Томске, Кемерово выявлены факты строительства объектов и вовсе без решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

В городах Барнауле, Новосибирске, Иркутске по инициативе прокуроров девять организаций-застройщиков наказаны в административном порядке за нарушения закона при привлечении денежных средств граждан, заселение жильцов в дома, не введенные в эксплуатацию.

По фактам совершения мошеннических действий и злоупотребления полномочиями руководителем организации–застройщика ООО «Комплекс-Строй» в г. Томске расследовано и направлено в суд уголовное дело.

Новым Жилищным кодексом РФ определен порядок предоставления жилых помещений гражданам по договору социального найма, но не определены конкретные критерии отнесения нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан к категории малоимущих. Такое право федеральным законодателем предоставлено субъектам Российской Федерации. Однако критерии определения малоимущих во всех регионах разные.

*****

Заканчивая выступление, отмечу, что развитие экономических отношений и создание благоприятного социального климата в Российской Федерации невозможны без обеспечения хозяйствующим субъектам гарантий соблюдения их законных прав и интересов.

Государству выгодно, чтобы предприниматели чувствовали себя защищенными от административного произвола и иных негативных факторов, так как доходы бюджетов (а, значит, и реализация целевых государственных программ) напрямую зависят от успехов легального бизнеса.

Состояние законности в этой сфере продолжает оставаться неблагополучным. Прокуроры выявили более полутора тысяч нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Наиболее многочисленные из них связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, в нарушение конституционных принципов свободы экономического пространства и развития конкуренции законом Алтайского края был установлен запрет на приобретение сельхозпродукции, сырья и продовольствия за пределами края. По протесту прокурора незаконная норма отменена.

Нередко государственные контролирующие органы вынуждают предпринимателей «оплачивать» функции госконтроля.

Органами прокуратуры Республики Бурятия установлено, что республиканское управление Роспотребнадзора незаконно передало часть своих контрольных функций учреждению, не имеющему права осуществлять санитарно-эпидемиологический контроль – «Центру гигиены и эпидемиологии Республики Бурятия». Это учреждение на возмездной основе проводило проверки предприятий пищевой отрасли. В результате принятых органами прокуратуры Республики Бурятия мер реагирования эти нарушения пресечены.

Защита прав субъектов малого и среднего бизнеса от неправомерного вмешательства в их деятельность остается одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.

Деятельность прокуроров реально влияет на состояние законности при реализации долгосрочных государственных программ, соблюдение прав граждан и предпринимателей. Эта работа будет активно проводиться и в дальнейшем.

Благодарю за внимание.