Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56 +7 800-250-79-78

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Мой первый доклад в Совете Федерации о состоянии законности и правопорядка основан на материалах надзорной практики прокуроров и результатах работы правоохранительных органов в 2019 году.

Считаю также важным обозначить задачи органов прокуратуры на текущий и последующий периоды, особенно с учетом распространения пандемии и вызванных этим негативных социальных и экономических последствий.

Сегодня мы оказались в новых реалиях, когда особенно остро встает вопрос развития сферы здравоохранения, которое в свою очередь во многом зависит от надлежащего нормативного регулирования.

Для устранения проблем с лекарственным обеспечением населения по инициативе Генеральной прокуратуры приняты необходимые правовые акты, касающиеся обязательной маркировки лекарств, ввоза не зарегистрированных в России препаратов, в которых остро нуждались люди.

В непростых обстоятельствах, связанных с распространением коронавирусной инфекции, органы прокуратуры продолжают контроль за своевременным принятием и согласованием органами власти локальных правовых актов, устанавливающих порядок стимулирующих выплат медицинским работникам.

Как показывает ситуация оперативно принятые меры позволили системе здравоохранения справиться с возникшей нагрузкой, однако не везде оказание медицинских услуг обеспечивается на должном уровне. Причины кроются в тех многочисленных нарушениях и недостатках, которые выявлялись прокурорами и в предыдущие периоды.

Проверки прошлого года показали, что здания многих фельдшерских пунктов, поликлиник и районных больниц находятся в неудовлетворительном состоянии. Оснащённость диагностическим оборудованием зачастую скудная. Вместе с тем в республиках Дагестан, Карелия, Чеченской Республике, Астраханской, Вологодской, Калининградской областях и в других регионах закупленное дорогостоящее медицинское оборудование лечебными учреждениями длительное время не использовалось. По всем подобным фактам принимались меры прокурорского реагирования.

Серьезную проблему составляет значительный дефицит кадров медицинских работников. Например, в Курганской области по состоянию на начало 2019 года медицинские организации были укомплектованы врачами всего на 40 %, средним медицинским персоналом – на 61 %. В текущем году ситуация существенно не улучшилась (42 и 62 % соответственно). Такие примеры не редкость. Это и в прежние годы негативно отражалось на своевременности, качестве и доступности медицинской помощи. В современных же условиях указанные проблемы обнажились еще сильнее.

В связи с этим надзорные планы прокуроров сейчас нацелены на жесткий контроль за деятельностью всех уполномоченных органов в данной сфере, целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку медицинских работников и в целом модернизацию системы здравоохранения.

Безусловно, будет продолжен мониторинг ситуации с ценообразованием на медпрепараты, средства защиты, социально значимые товары, продукты питания, их наличием в аптечной и торговой сети.

* * *

В преддверие 75-летия Великой Победы значительные усилия прокуроров были сосредоточены на обеспечении социальных гарантий ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Нарушения их прав не носят массового характера, однако и единичные сигналы вызывают справедливое возмущение людей. Для нас очевидно, что они должны быть искоренены полностью.

По инициативе прокуроров в ряде субъектов ветеранам и членам их семей предоставлено новое жилье, приняты меры к обеспечению их жизненно важными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, санаторно-курортным лечением и положенными государственными выплатами.

Рассмотрение обращений ветеранов всегда ставится на контроль, на любые их просьбы мы реагируем максимально оперативно.

* * *

В 2019 году требовали постоянного внимания вопросы соблюдения трудовых прав граждан. В этой сфере выявлено 573 тысячи нарушений.

По инициативе прокуроров внесены изменения в локальные нормативные акты работодателей, устанавливающие заработную плату ниже минимального размера оплаты труда. Пресекались случаи ненадлежащей работы арбитражных управляющих организаций-банкротов по взысканию дебиторской задолженности и возврату имущества должников.

К злостным неплательщикам зарплаты применялись меры уголовно-правового воздействия. По материалам прокурорских проверок возбуждено более одной тысячи уголовных дел.

В целом мерами реагирования удалось обеспечить погашение долгов по заработной плате на общую сумму в 27 миллиардов рублей, восстановить права полумиллиона работников.

Текущая ситуация нами тщательно отслеживается, поскольку введенный режим самоизоляции безответственные работодатели использовали как повод не платить зарплату сотрудникам, а во многих случаях просто их уволить.

Каждому факту нарушения трудовых прав граждан дается принципиальная правовая оценка. В поле зрения остаются вопросы деятельности центров занятости, гострудинспекций и службы судебных приставов, техники безопасности на производстве.

* * *

По поручению Президента Генеральной прокуратурой в 2019 году проведены проверки соблюдения законодательства в сфере обязательного пенсионного страхования.

Их результаты свидетельствуют о массовых нарушениях закона в части привлечения и использования пенсионных накоплений.

Установлены случаи фальсификации договоров о переводе без согласия граждан накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды.

По всем фактам подобных злоупотреблений в республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Краснодарском крае, Амурской, Иркутской областях и других регионах возбуждены уголовные дела. Прокурорами приняты меры к восстановлению нарушенных пенсионных прав.

Приоритетными оставались и вопросы защиты инвалидов.

В республике Крым, Белгородской, Московской, Омской областях, городах Санкт-Петербурге, Севастополе и в других регионах пресечены нарушения в деятельности региональных отделений Фонда социального страхования при обеспечении граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением. Проведена значительная работа по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к социальным, транспортным объектам.

Всего в 2019 году прокурорами пресечено 86 тысяч нарушений законодательства о пенсиях, охране прав инвалидов и престарелых. В их интересах в суды направлено 17 тысяч исков на сумму 190 миллионов рублей.

* * *

Обеспечение детского благополучия – одна из наиболее важных задач социальной политики нашей страны и всех государственных органов.

Вместе с тем иногда защитить права несовершеннолетних удается только после вмешательства органов прокуратуры.

Например, в 2019 году в интересах детей в суды направлено 80 тысяч исков на сумму полтора миллиарда рублей, которые касались охраны их жизни и здоровья, восстановления прав на жилье и образование.

Обеспокоенность вызывают факты обучения школьников в аварийных и требующих капитального ремонта помещениях. По-прежнему практически в каждом регионе прокуроры реагировали на ненадлежащий пропускной режим и отсутствие в учебных заведениях квалифицированной охраны.

Не менее серьезной проблемой является некачественное питание в детских садах и школах. Недостаточный контроль за поступающими продуктами, процессом их приготовления являлись причиной отравлений и инфекционных заболеваний детей (республики Саха (Якутия), Тыва, Оренбургская область, Чукотский автономный округ).

Несмотря на принимаемые меры количество аварий с участием перевозящих детей автобусов, повлекших тяжкие последствия, остается значительным. В республиках Ингушетия, Мордовия, Пермском крае, Самарской области перевозки детей осуществлялись транспортом с неисправностями, при которых его эксплуатация вообще запрещена.

Прокуроры реагировали также на бездействие уполномоченных органов по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям, в том числе на первоочередное зачисление в детские сады, компенсацию расходов на покупку школьной формы.

Следует также отметить, что региональные целевые программы, направленные на создание условий для бесплатных занятий детей физической культурой и спортом, финансируются по остаточному принципу.

Вопросов в сфере обеспечения детского благополучия, как вы понимаете, еще достаточно.

Вместе с тем за последние месяцы семьи столкнулись еще с рядом проблем, связанных с самоизоляцией и дистанционным обучением.

В связи с чем принимаются дополнительные меры по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних в сфере образования, в том числе выпускников 11 классов. На контроле остаются вопросы организации летнего отдыха и предоставления выплат на детей.

Кроме того, в ближайшее время на координационном совещании руководителей правоохранительных органов планируем обсудить проблемы, касающиеся преступных посягательств на жизнь и здоровье детей, в том числе домашнего насилия.

* * *

С учетом особой социальной значимости во взаимодействии с правоохранительными органами продолжалась работа по защите прав участников долевого строительства. Несмотря на принимаемые меры и определенные положительные сдвиги ситуация в данной сфере непростая. Остается значительным количество проблемных домов (3116).

Наибольшее их число в Краснодарском крае (269), Московской (799), Новосибирской (105) областях, г. Москве (141). Мною прокурорам поручено проанализировать эффективность ранее принятых мер реагирования с точки зрения их влияния на реальное устранение нарушений, выработать перечень необходимых действий по каждому долгострою.

Вместе с тем, полагаю, что изменившееся в 2019 году законодательство позволит не только предотвратить появление новых обманутых участников долевого строительства, но и восстановить права уже пострадавших от недобросовестных застройщиков граждан.

Кроме того, под контролем прокуроров находятся вопросы соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при переселении граждан из аварийного жилья, проведении капитального ремонта жилых домов.

* * *

Традиционное внимание в прошедшем году придавалось надзору за соблюдением законов в различных отраслях экономики, где выявлено и пресечено 1 миллион нарушений.

Отдельный акцент сделан на реализации национальных проектов. Недостатки выявлялись на всех этапах освоения выделенных лимитов. Вскрыты случаи недоведения бюджетных средств до получателей, факты неправомерного их расходования, хищения и иные уголовно наказуемые деяния должностных лиц. Только по материалам прокурорских проверок в 2019 г. возбуждено 31 уголовное дело, а за истекший период этого года уже более 130.

В связи с непростой ситуацией, связанной с пандемией, в адрес Председателя Правительства направлена информация и предложено принять дополнительные меры для недопущения срыва сроков реализации нацпроектов с информированием Генеральной прокуратуры обо всех значимых нарушениях.

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности остается надзор за исполнением налогового законодательства.

В 2019 году прокурорами санкционировано свыше 9,5 тысяч решений налоговых органов о наложении ареста на имущество неплательщиков налогов на сумму почти 25 миллиардов рублей.

Наряду с этим пресекались различные злоупотребления при осуществлении закупок, в том числе факты уклонения от конкурентных процедур, заключения государственных контрактов, не обеспеченных необходимым финансированием.

* * *

Безусловно развитие экономики во многом зависит от «самочувствия» бизнеса. Но, к сожалению, пока его нельзя назвать удовлетворительным.

В прошлом году выявлено 187 тысяч нарушений в сфере защиты интересов предпринимателей. Проверки показали, что причины многих нарушений и обоснованных жалоб кроются в ненадлежащем нормотворчестве органов государственной власти и местного самоуправления. В этой связи прокуроры принесли свыше 30 тысяч протестов и ещё во многих случаях предотвратили принятие актов, создающих предпосылки для нарушений.

Меры по совершенствованию законодательства требуются и на федеральном уровне. Ранее Генеральной прокуратурой разработан проект закона о распространении процедуры согласования проверок дополнительно ещё почти на 30 видов контроля. Эта инициатива в полной мере отражает потребности бизнеса, в связи с чем рассчитываю на ее поддержку Федеральным Собранием.

В соответствии с поручением Президента в 2019 году в каждом регионе страны продолжалась важная для бизнеса работа по устранению случаев неоплаты исполненных государственных и муниципальных контрактов.

Сумма выплаченных по актам реагирования долгов в прошлом году составила 26 миллиардов рублей. А всего за 4,5 года – более 146 миллиардов.

Как видно, подобные нарушения повторяются из года в год. Кардинальное решение проблемы требует реагирования на федеральном уровне. В связи с чем предлагается рассмотреть вопрос об ужесточении ответственности за нарушения финансовой дисциплины и установлении в качестве показателя эффективности деятельности глав субъектов наличие в регионе просроченной задолженности по исполненным контрактам.

По-прежнему актуальны проблемы давления на бизнес со стороны правоохранительных органов. Прокурорами и руководителями следственных органов продолжают выявляться случаи необоснованного возбуждения уголовных дел (190 случаев в 2019 году), привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, заключения под стражу (5 % от числа принятых решений).

Несмотря на снижение подобных фактов, ослабление надзора в этой сфере недопустимо, особенно в условиях кризиса, когда неисполнение обязательств по гражданско-правовым сделкам возрастает, что вызывает и рост числа желающих решить эти проблемы в обход судебных процедур через инициирование уголовного преследования.

* * *

В 2019 году была продолжена работа в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

С привлечением контролирующих органов прокурорами дана оценка законности выполнения 95 мероприятий федеральной программы по охране озера Байкал и Байкальской природной территории.

Проверка показала, что ряд из них реализованы с отступлением от плановых сроков, поставленные цели по снижению выбросов, восстановлению загрязненных территорий, ликвидации накопленного экологического ущерба в полном объеме не достигнуты.

По ее итогам руководителям 8 федеральных служб и агентств внесены акты реагирования.

Много недостатков сохраняется в лесной отрасли. Например, материалы лесоустройства 85% лесов не обновлялись свыше 10 лет, что препятствует ведению лесного хозяйства, инвентаризации и кадастрового учета.

Прокурорского вмешательства потребовали случаи ненадлежащей подготовки к пожароопасному сезону, повлекшие значительный рост в прошедшем году числа и площади лесных пожаров.

Ежегодно увеличивается также площадь вырубленных, поврежденных лесов. Она уже превышает 30 миллионов гектаров.

Генеральной прокуратурой и Федеральной службой безопасности с привлечением правоохранительных и контролирующих органов приняты дополнительные меры по выявлению и пресечению незаконного вывоза древесины.

Так, ФСБ России в прошедшем году ликвидировано 15 таких каналов с общим оборотом свыше 12 миллиардов рублей. В Республике Бурятия, Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Новосибирской области возбуждены уголовные дела по фактам контрабанды древесины в Китай объемом более 60 тысяч кубометров.

Помимо сферы лесопользования надзорные мероприятия выявили системные нарушения и при переходе регионов на новые формы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вопреки требованиям закона в половине субъектов региональные операторы не обеспечивали своевременный вывоз отходов, не ликвидировали несанкционированные свалки. В трети субъектов эксплуатируемые коммерческими структурами полигоны не соответствуют экологическим и санитарным требованиям. Органы местного самоуправления повсеместно самоустранились от создания и содержания мест накопления отходов.

О состоянии законности в данной сфере проинформированы Президент и Председатель Правительства.

В настоящее время контролируется ситуация с ликвидацией последствий техногенной аварии в Норильске, установлен прямой надзор за расследованием уголовных дел. Прокурорам дано поручение проверить все особо опасные производственные объекты, расположенные в зоне вечной мерзлоты.

* * *

По поручению Главы государства весь прошедший год наращивался надзор за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе.

Совместная работа прокуратуры и других государственных органов позволила обеспечить выполнение государственного оборонного заказа более, чем на 97 %.

Вместе с тем сохраняются проблемы, негативно влияющие на обороноспособность и безопасность государства.

В 2019 году выявлено 44 тысячи нарушений законодательства в данной сфере, по материалам прокуроров возбуждено 502 уголовных дела.

По-прежнему вскрываются случаи использования посреднических схем в кооперации при выполнении ГОЗ. Только в прошлом году по информации Росфинмониторинга прокурорами организовано более 150 проверок о возможных сомнительных финансовых операциях на общую сумму 6 миллиардов рублей в отношении 2,5 тысяч организаций. По итогам выявлено 250 «номинальных контрагентов», абсолютное большинство которых на сегодня ликвидированы.

Продолжались надзорные мероприятия в области кораблестроения, станкостроения, ракетно-космической отрасли.

Среди установленных прокурорами нарушений – факты хищения бюджетных средств, завышения цены контрактов, использования контрафактной продукции.

По итогам принятых мер реагирования уполномоченные органы военного управления изменили свой подход к работе по защите прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет федерального бюджета. Восстановлено 95 патентов России.

В работе по обеспечению законности в оборонной отрасли будут приняты дополнительные меры по возмещению ущерба, причиненного при выполнении гособоронзаказа.

* * *

В сфере противодействия коррупции в соответствии с поручениями Национального плана под контролем прокуроров находились все направления от профилактики до обеспечения принципа неотвратимости ответственности коррупционеров, включая лишение их неправомерно нажитых активов.

По итогам контроля за расходами чиновников судами удовлетворены исковые заявления прокуроров о взыскании в пользу государства имущества на сумму свыше 20 миллиардов рублей. В сравнении с 2018 годом произошел рост почти в 70 раз (с 311 млн. руб.). Передовая практика прокуроров по обращению в доход государства коррупционных активов в 2019 году была продемонстрирована и высоко оценена на площадке Организации Объединенных Наций.

В целом при осуществлении надзора за год выявлено 235 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства.

Прокурорами чаще фиксируются случаи незаконного использования служебного положения, конфликта интересов (+8 %), иных грубых нарушений, влекущих дисциплинарную (+6 %) и административную (+13 %) ответственность. В текущем году усилия будут сосредоточены на выявлении наиболее серьезных нарушений антикоррупционного законодательства, без учета технических ошибок, допускаемых чиновниками в период проведения декларационных кампаний.

Второй год подряд растёт число выявленных коррупционных преступлений. В прошлом году зарегистрирована 31 тысяча таких деяний. Значительно увеличилось количество преступлений, совершенных организованными группами (+17 %), связанных с «откатами» в сфере закупок (+74 %) и фактов взяточничества (+11 %). За этими цифрами стоит целенаправленная и согласованная работа всех правоохранительных органов.

Вместе с тем кроме репрессивной составляющей более важным считаю принятие мер превентивного характера. Ключевое значение при этом имеет единообразное применение антикоррупционного законодательства на всей территории страны. Пока оно, к сожалению, не обеспечивается. До настоящего времени отсутствует единый и четкий критерий определения должностей, обязанных декларировать свои доходы в органах местного самоуправления и организациях с государственным участием. Он должен быть максимально прозрачным.

Также в целях предупреждения коррупционных правонарушений следует автоматизировать процесс проверки добросовестности участников государственных закупок с использованием реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные действия, а для этого создать требуемую правовую базу. Соответствующий законопроект подготовлен Генеральной прокуратурой и направлен в Правительство.

* * *

Одной из значимых сфер приложения усилий органов прокуратуры в 2019 году оставалась работа по противодействию экстремизму и терроризму. Она выстраивалась с учетом решений Совета Безопасности и Национального антитеррористического комитета.

Количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в прошлом году снизилось более чем в 2 раза (с 1 265 до 585), что обусловлено частичной декриминализацией статьи 282 Уголовного кодекса.

В связи с этим прокурорами применялись новые полномочия по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в возбуждении вражды по признакам национальности или отношения к религии. В прошедшем году возбуждено 427 таких дел, наказано почти 400 виновных лиц.

Приоритетным направлением оставалось пресечение распространения информации экстремистского характера в сети Интернет.

В Роскомнадзор направлено 149 требований, в результате чего более чем с 45-ти тысяч сайтов удалены сведения, содержащие призывы к незаконным публичным мероприятиям и массовым беспорядкам, заблокирован доступ к восьмидесяти одной тысяче ресурсов.

Принимались меры для недопущения иностранного вмешательства во внутренние дела нашей страны. По искам Генеральной прокуратуры 5 организаций судами признаны экстремистскими, приняты решения об их ликвидации. Все они имели зарубежные центры, откуда фактически и управлялись.

Кроме того, в 2019 году в России признаны нежелательными 4 иностранные неправительственные организации.

Сохраняется высокий уровень террористических угроз. Более чем на треть (38 %) увеличилось число предотвращенных терактов. Они выявлены в 24-х регионах, в качестве объектов выбирались места массового скопления людей.

В связи с этим повышенное внимание уделялось вопросам обеспечения уровня антитеррористической защищенности особо важных объектов и территорий. В суды прокурорами направлено почти 11 тысяч исков об устранении выявленных нарушений.

Необходимо и впредь усиливать профилактическую составляющую противодействия терроризму. В связи с чем мы уделим дополнительное внимание выполнению решений антитеррористических комиссий в регионах и муниципальных образованиях.

* * *

Что касается преступности в целом, следует отметить, что в 2019 году в условиях увеличения на 1,6 % общего числа зарегистрированных преступлений (2 млн.), возросло число деяний тяжкой и особо тяжкой категорий (с 448 до 494 тысяч,+10,2%). Почти на 70 % зафиксирован рост преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, которых за год учтено уже почти 300 тысяч, а это 15 % всего массива преступности в стране. Остаются серьезные вопросы и к их раскрываемости (24 %).

В целом же в 2019 году остались нераскрытыми 915 тысяч преступлений (+6 %). Тяжкие деяния в их структуре выросли на 36 %. Непринятие достаточных мер по установлению преступников на сегодня одна из наиболее острых проблем. На необходимость ее решения в текущем году уже не раз обращал внимание Президент России, в связи с чем перед прокурорами поставлена задача ужесточить спрос с руководителей подразделений, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия за их результаты. Динамика нераскрытых преступлений будет учитываться и при оценке эффективности работы надзирающих прокуроров. Соответствующие поручения даны.

Не буду подробно останавливаться на состоянии и результатах работы органов предварительного расследования. Ее развернутая характеристика дана в письменном докладе. Скажу лишь, что число выявленных нарушений все еще остается значительным (1,5 млн, +6%).

Мною прокурорам поручено совместно с руководителями правоохранительных ведомств проанализировать причины повторяемости недостатков и выработать комплексные меры по их устранению.

* * *

В прошедшем году продолжалась работа по обеспечению законности в транспортной сфере.

Многих граждан беспокоил рост тарифов на авиаперевозки, что обусловило проведение Генеральной прокуратурой совместно с Федеральной антимонопольной службой целевой проверки. По её результатам Аэрофлотом приняты меры к повышению доступности авиаперевозок. В частности, предусматривающие продажу до 80 % мест ниже себестоимости и обязанность компании по формированию тарифов на монопольных маршрутах по принципам, действующим на конкурентных линиях.

В условиях распространения короновирусной инфекции ситуация изменилась. Многие авиакомпании переживают трудные времена и перед прокуратурой стоит задача отследить, чтобы все выделенные на преодоление кризиса бюджетные средства дошли до получателей. А по окончании пандемии обеспечить выполнение социальных обязательств и гарантий перед гражданами.

В настоящее время по моему поручению проверяется обоснованность расходования указанных средств на цели, не связанные с производственной деятельностью транспортных предприятий. Например, на выплату дивидендов или так называемых «золотых парашютов».

Кроме того, прокурорами вскрыты неединичные случаи необоснованного предоставления льгот и преференций при осуществлении таможенного контроля, в том числе незаконного освобождения от уплаты таможенной пошлины, неправильного применения пониженной ставки НДС при оформлении товаров. По актам реагирования таможенными органами доначислено платежей на сумму свыше 18 миллиардов рублей.

В связи с ростом нарушений валютного законодательства, связанных с незаконным оттоком капитала за рубеж проинформирован Глава государства и предложено наделить полномочиями по расследованию таких преступлений (наряду со следователями МВД) органы дознания ФТС России, которые их выявляют. Полагаем, это повысит эффективность борьбы с указанными деяниями.

* * *

Значительные усилия прокуроров были направлены на решение проблем в деятельности уголовно-исполнительной системы.

В условиях продолжающегося сокращения (на 40 тыс.) численности лиц, находящихся в изоляции от общества, сохранилась положительная тенденция к снижению смертности среди осуждённых и содержащихся под стражей (–12 %). Вместе с тем прокурорами по-прежнему выявляются факты грубого нарушения режима, вплоть до проноса в колонии огнестрельного оружия, недостаточного материально-бытового и медицинского обеспечения.

В 2019 году из четырехсот десяти тысяч трудоспособных осуждённых к работе привлечено менее половины. В итоге ими не возмещено и 2 % от суммы исковых требований, что по сути вообще не обеспечивает права потерпевших от преступных посягательств.

В текущем году эти вопросы останутся в центре внимания прокуроров. Кроме того, будет продолжено взаимодействие с институтами гражданского общества.

* * *

В завершение традиционно остановлюсь на результатах разрешения в органах прокуратуры обращений граждан, которые, как известно, являются определённым индикатором состояния законности, а для прокуроров ещё и ориентирами при планировании надзорных мероприятий.

В 2019 году их поступило более 5 миллионов, из которых пятая часть с личного приёма прокуроров.

Среди волнующих граждан социальных проблем – вопросы соблюдения трудовых прав (142 тыс.), защиты несовершеннолетних (56 тыс.), законности в сферах ЖКХ (127 тыс.), землепользования (49 тыс.), охраны окружающей среды (34 тыс.).

По-прежнему значительное число жалоб поступает на действия и решения следователей и дознавателей (702 тыс.). Порядка 70 % обращений по вопросам расследования обусловлено недовольством работой органов внутренних дел.

Во многих случаях доводы жалоб находят свое подтверждение. Например, удовлетворено более трети обращений о нарушениях прав вкладчиков (37 %) и в сфере безопасности дорожного движения (39 %).

Всего по результатам разрешения заявлений прокурорами пресечено 550 тысяч нарушений законов, внесено более 415 тысяч актов реагирования. Обеспечен контроль за реальным устранением недостатков.

Безусловно, мы продолжим эту работу, будем добиваться оказания реальной помощи людям. Такая задача перед прокурорами поставлена.

* * *

Подводя итоги, отмечу, что состояние законности во многом зависит от обеспечения эффективного взаимодействия органов прокуратуры с палатами Федерального Собрания и иными государственными органами, своевременности и согласованности наших действий.

Мы и в дальнейшем будем средствами прокурорского реагирования, в рамках координационной деятельности и международного сотрудничества минимизировать нарушения закона, защищать интересы граждан, общества и государства.

Пользуясь случаем, выражаю признательность Вам, Валентина Ивановна, всем членам Совета Федерации за плодотворное сотрудничество и надеюсь на его дальнейшее укрепление.

Спасибо за внимание!

 
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире