Внимание! Уважаемые пользователи!
Вы находитесь на старой версии сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации теперь находится на
Едином портале прокуратуры Российской Федерации по ссылке

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56 +7 800-250-79-78

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся «круглый стол» о практике реализации и перспективах развития антикоррупционного законодательства

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 24 мая 2012, 16:49

Сегодня, 24 мая 2012 года, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации при участии Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки и Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина состоялся «круглый стол» Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на тему «О практике реализации и перспективах развития антикоррупционного законодательства».

В работе «круглого стола» также приняли участие руководители и члены Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, представители Совета Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России, Минюста России, Следственного комитета РФ, Верховного и Высшего Арбитражного судов России, Общественной палаты и другие.

Открывая заседание с приветственным словом к участникам «круглого стола» обратился Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин:

«Мы не случайно проводим круглый стол на территории Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая в этом году отпраздновала 290-летие со дня своего создания. Она была образована указом Петра I, в котором говорилось, что этот государственный институт создается для борьбы с беспорядком в делах и неправосудием, со взятками и беззаконием. То есть, говоря современным языком, антикоррупционные задачи ставились перед Государственной прокуратурой изначально.

Сегодня у прокуратуры – широкие полномочия и в этой, и в других сферах. Она координирует деятельность по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов страны. Участвует в правотворческой работе, в проведении антикоррупционной экспертизы. При этом – требование прокурора изменить тот или иной нормативный акт, в котором выявлены коррупциогенные факторы, подлежит оперативному рассмотрению в законодательных и представительных органах регионального и муниципального уровней. Закон обязывает их рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании.

Прокуратура названными полномочиями активно пользуется. В прошлом году таких нормативных правовых актов или их проектов было выявлено почти 50 тысяч – что почти на 30% больше, чем годом ранее. Все больше обнаруживается и коррупционных правонарушений: в 2011 году – свыше 300 тысяч, что почти на 40% выше результатов 2010 года.

Эти показатели не только характеризуют работу подразделений прокуратуры, но и показывают динамику применения нашего антикоррупционного законодательства.

Однако мы не должны забывать, что проблема коррупции по-прежнему входит в число опасных угроз национальной безопасности.

И на повестке дня – стоят новые задачи, в том числе и перед Государственной Думой. Вы знаете, что готовится к обсуждению и принятию в первом чтении законопроект о введении контроля за соответствием расходов и доходов определенных категорий граждан – государственных и муниципальных служащих.

Еще один законопроект уже прошёл первое чтение – он касается внедрения принципа «одного окна» при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В этих целях предлагается внести изменения в 23 действующих закона.

Я убежден, что роль парламента в жизни общества и государства – сегодня объективно возрастает. И мы могли бы подумать над тем, как расширить его возможности, в том числе, в сфере борьбы с коррупцией.

На мой взгляд, нуждается в развитии такой инструмент, как парламентские расследования. По моему поручению профильным комитетом подготовлены предварительные предложения в этой части, которые касаются следующих моментов:

Первое: расширение предмета и упрощение процедуры возбуждения парламентского расследования.

Второе: взаимодействие в процессе и по итогам расследования с органами прокуратуры и предварительного расследования,

Третье: установление ответственности должностных лиц за отказ выполнять предписания парламентской комиссии,

Четвертое: юридические последствия итогового доклада парламентской комиссии.

Есть и другие идеи по усилению контрольных полномочий парламента. Например, считаю, что после «правительственного часа» необходимо предоставлять слово ответственному по данному направлению аудитору Счетной палаты. Я считаю, что эту норму необходимо закрепить в Регламенте работы Государственной Думы.

Возможно, настало время подумать и о том, чтобы обновить закон о Счетной палате, в том числе в целях усиления ее антикоррупционных полномочий. Базовый закон о Счетной палате был принят уже 17 лет назад в 1995 году. И за последние 10 лет практически не было такого года, чтобы в него не вносились поправки.

Уважаемые коллеги! Сегодня будут предметно обсуждаться различные направления развития антикоррупционного законодательства. Чем шире и предметнее будет вестись эта дискуссия – тем лучше. Она поможет и депутатам, и работникам правоохранительных органов, да и всему нашему обществу – эффективно бороться с «болезнью» коррупции.

В заключение и для небольшой разрядки я хотел бы вспомнить слова одного польского писателя и журналиста, который сказал: «Порядочный человек берет взятку в одном-единственном случае – когда предоставляется случай». Это, конечно, шутка. Но мы с вами должны серьезно подумать и принять все необходимые меры, чтобы подобных случаев было как можно меньше, а в перспективе их возможность была бы полностью исключена».

Со вступительным словом также выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка:

«Приветствуя участников «круглого стола» хотел бы искренне поблагодарить руководство Государственной Думы и Комитета по безопасности и противодействию коррупции за выдвинутую инициативу о проведении такого представительного форума в стенах Генеральной прокуратуры.

Это свидетельствует об общей заинтересованности в выработке дополнительных мер по борьбе с коррупцией и определении перспектив развития антикоррупционной правовой основы.

Следует отметить, что в последние годы сделано многое. Совершенствование антикорррупционного законодательства постоянно находилось в числе приоритетов парламентской работы.

Приняты пакеты нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Существенно укреплена независимость судебной системы, реформируются органы внутренних дел, внедрены система контроля за расходами должностных лиц и механизмы публичной оценки деятельности чиновников. Введены кратные штрафы для взяточников.

Безусловно, заметный антикоррупционный эффект имеют законы, направленные на сокращение проверок бизнеса. Теперь всеми органами власти проводится экспертиза правовых актов и проектов нормативных документов, что позволяет устранять пробелы и недостатки, приводящие к проявлениям коррупции.

Ратифицирован ряд международных документов. Это позволяет реализовывать обязательства в сфере противодействия коррупции.

В целом российская антикоррупционная база соответствует общепринятым мировым стандартам, что подтверждается такой авторитетной иностранной организацией как ГРЕКО. В текущем году Генеральная прокуратура в рамках взаимодействия с ГРЕКО успешно защитила доклад по итогам 3-го раунда оценки.

Можно констатировать, что используя эти и другие инструменты, прокуратуре и правоохранительным органам удалось добиться определенных положительных результатов.

Однако, для того, чтобы преодолеть коррупцию требуются еще значительные усилия. Ее уровень в нашей стране остается высоким. Ежегодно выявляется большое число коррупционных преступлений и правонарушений.

Кроме того, при расширении сферы применения антикоррупционного законодательства мы постоянно сталкиваемся с новыми трудностями. Например, схемы совершения преступлений коррупционного характера постоянно видоизменяются. На такие вызовы надо давать оперативный и адекватный ответ.

Поэтому работа по корректировке антикоррупционного законодательства не должна прекращаться.

Уверен, что конструктивный настрой участников данного заседания поможет решить поставленные задачи.

Надеюсь, что материалы нашего «круглого стола» станут полезными в исследовании вопроса путей его дальнейшего обновления».

С докладами на «круглом столе» выступили председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, после чего состоялся конструктивный обмен мнениями между участниками заседания.

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире