Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся «круглый стол» о практике реализации и перспективах развития антикоррупционного законодательства

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 24 мая 2012, 16:49

Сегодня, 24 мая 2012 года, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации при участии Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки и Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина состоялся «круглый стол» Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на тему «О практике реализации и перспективах развития антикоррупционного законодательства».

В работе «круглого стола» также приняли участие руководители и члены Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, представители Совета Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России, Минюста России, Следственного комитета РФ, Верховного и Высшего Арбитражного судов России, Общественной палаты и другие.

Открывая заседание с приветственным словом к участникам «круглого стола» обратился Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин:

«Мы не случайно проводим круглый стол на территории Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая в этом году отпраздновала 290-летие со дня своего создания. Она была образована указом Петра I, в котором говорилось, что этот государственный институт создается для борьбы с беспорядком в делах и неправосудием, со взятками и беззаконием. То есть, говоря современным языком, антикоррупционные задачи ставились перед Государственной прокуратурой изначально.

Сегодня у прокуратуры – широкие полномочия и в этой, и в других сферах. Она координирует деятельность по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов страны. Участвует в правотворческой работе, в проведении антикоррупционной экспертизы. При этом – требование прокурора изменить тот или иной нормативный акт, в котором выявлены коррупциогенные факторы, подлежит оперативному рассмотрению в законодательных и представительных органах регионального и муниципального уровней. Закон обязывает их рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании.

Прокуратура названными полномочиями активно пользуется. В прошлом году таких нормативных правовых актов или их проектов было выявлено почти 50 тысяч – что почти на 30% больше, чем годом ранее. Все больше обнаруживается и коррупционных правонарушений: в 2011 году – свыше 300 тысяч, что почти на 40% выше результатов 2010 года.

Эти показатели не только характеризуют работу подразделений прокуратуры, но и показывают динамику применения нашего антикоррупционного законодательства.

Однако мы не должны забывать, что проблема коррупции по-прежнему входит в число опасных угроз национальной безопасности.

И на повестке дня – стоят новые задачи, в том числе и перед Государственной Думой. Вы знаете, что готовится к обсуждению и принятию в первом чтении законопроект о введении контроля за соответствием расходов и доходов определенных категорий граждан – государственных и муниципальных служащих.

Еще один законопроект уже прошёл первое чтение – он касается внедрения принципа «одного окна» при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В этих целях предлагается внести изменения в 23 действующих закона.

Я убежден, что роль парламента в жизни общества и государства – сегодня объективно возрастает. И мы могли бы подумать над тем, как расширить его возможности, в том числе, в сфере борьбы с коррупцией.

На мой взгляд, нуждается в развитии такой инструмент, как парламентские расследования. По моему поручению профильным комитетом подготовлены предварительные предложения в этой части, которые касаются следующих моментов:

Первое: расширение предмета и упрощение процедуры возбуждения парламентского расследования.

Второе: взаимодействие в процессе и по итогам расследования с органами прокуратуры и предварительного расследования,

Третье: установление ответственности должностных лиц за отказ выполнять предписания парламентской комиссии,

Четвертое: юридические последствия итогового доклада парламентской комиссии.

Есть и другие идеи по усилению контрольных полномочий парламента. Например, считаю, что после «правительственного часа» необходимо предоставлять слово ответственному по данному направлению аудитору Счетной палаты. Я считаю, что эту норму необходимо закрепить в Регламенте работы Государственной Думы.

Возможно, настало время подумать и о том, чтобы обновить закон о Счетной палате, в том числе в целях усиления ее антикоррупционных полномочий. Базовый закон о Счетной палате был принят уже 17 лет назад в 1995 году. И за последние 10 лет практически не было такого года, чтобы в него не вносились поправки.

Уважаемые коллеги! Сегодня будут предметно обсуждаться различные направления развития антикоррупционного законодательства. Чем шире и предметнее будет вестись эта дискуссия – тем лучше. Она поможет и депутатам, и работникам правоохранительных органов, да и всему нашему обществу – эффективно бороться с «болезнью» коррупции.

В заключение и для небольшой разрядки я хотел бы вспомнить слова одного польского писателя и журналиста, который сказал: «Порядочный человек берет взятку в одном-единственном случае – когда предоставляется случай». Это, конечно, шутка. Но мы с вами должны серьезно подумать и принять все необходимые меры, чтобы подобных случаев было как можно меньше, а в перспективе их возможность была бы полностью исключена».

Со вступительным словом также выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка:

«Приветствуя участников «круглого стола» хотел бы искренне поблагодарить руководство Государственной Думы и Комитета по безопасности и противодействию коррупции за выдвинутую инициативу о проведении такого представительного форума в стенах Генеральной прокуратуры.

Это свидетельствует об общей заинтересованности в выработке дополнительных мер по борьбе с коррупцией и определении перспектив развития антикоррупционной правовой основы.

Следует отметить, что в последние годы сделано многое. Совершенствование антикорррупционного законодательства постоянно находилось в числе приоритетов парламентской работы.

Приняты пакеты нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Существенно укреплена независимость судебной системы, реформируются органы внутренних дел, внедрены система контроля за расходами должностных лиц и механизмы публичной оценки деятельности чиновников. Введены кратные штрафы для взяточников.

Безусловно, заметный антикоррупционный эффект имеют законы, направленные на сокращение проверок бизнеса. Теперь всеми органами власти проводится экспертиза правовых актов и проектов нормативных документов, что позволяет устранять пробелы и недостатки, приводящие к проявлениям коррупции.

Ратифицирован ряд международных документов. Это позволяет реализовывать обязательства в сфере противодействия коррупции.

В целом российская антикоррупционная база соответствует общепринятым мировым стандартам, что подтверждается такой авторитетной иностранной организацией как ГРЕКО. В текущем году Генеральная прокуратура в рамках взаимодействия с ГРЕКО успешно защитила доклад по итогам 3-го раунда оценки.

Можно констатировать, что используя эти и другие инструменты, прокуратуре и правоохранительным органам удалось добиться определенных положительных результатов.

Однако, для того, чтобы преодолеть коррупцию требуются еще значительные усилия. Ее уровень в нашей стране остается высоким. Ежегодно выявляется большое число коррупционных преступлений и правонарушений.

Кроме того, при расширении сферы применения антикоррупционного законодательства мы постоянно сталкиваемся с новыми трудностями. Например, схемы совершения преступлений коррупционного характера постоянно видоизменяются. На такие вызовы надо давать оперативный и адекватный ответ.

Поэтому работа по корректировке антикоррупционного законодательства не должна прекращаться.

Уверен, что конструктивный настрой участников данного заседания поможет решить поставленные задачи.

Надеюсь, что материалы нашего «круглого стола» станут полезными в исследовании вопроса путей его дальнейшего обновления».

С докладами на «круглом столе» выступили председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, после чего состоялся конструктивный обмен мнениями между участниками заседания.

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив