Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка принял участие в совместном семинаре руководителей прокурорских служб государств БРИКС и МЕРКОСУР по вопросам борьбы с экологической преступностью

Сегодня, 24 августа 2017 года, делегация Генеральной прокуратуры Российской Федерации в рамках рабочего визита в Федеративную Республику Бразилия приняла участие в совместном семинаре руководителей прокурорских служб государств БРИКС и компетентных органов государств МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки). Встреча была посвящена вопросам борьбы с экологическими преступлениями.

Глава российской делегации Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка в своем выступлении отметил, что в России 2017 год не случайно объявлен Годом экологии. Наша страна уделяет важное значение данному вопросу, в связи с чем в Российской Федерации создана обширная нормативная база, сформирована система уполномоченных государственных органов и механизмы обеспечения экологической безопасности.

При этом важная роль в обеспечении законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования отведена органам прокуратуры. Для повышения результативности надзора за исполнением законов в экологической сфере в Генпрокуратуре России сформировано отдельное структурное подразделение, а в общей системе органов прокуратуры функционирует 81 природоохранная прокуратура.

Эффективное противодействие экологическим преступлениям и правонарушениям во многом зависит от степени консолидации усилий государственных, правоохранительных, контрольных органов и различных институтов гражданского общества. С этой целью в центральном аппарате прокуратуры созданы 3 межведомственные рабочие группы, осуществляющие деятельность в различных отраслях экологии.

Кроме того, постоянно совершенствуется уголовное законодательство, которое в последние годы идет по пути расширения списка объектов преступных посягательств, усиления ответственности за их совершение.

Всего на сегодняшний день Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает 30 специальных и смежных составов экологических преступлений. Среди них – уголовно наказуемые деяния, связанные с нарушением правил лесопользования, охраны и использования недр. Уголовная ответственность установлена за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, незаконную охоту и добычу водных биологических ресурсов, в том числе особо ценных пород, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами Российской Федерации.

В целом анализ состояния экологической преступности в России свидетельствует о сохраняющейся в последние годы тенденции к ее снижению. С 2009 по 2016 годы число регистрируемых в стране преступлений данной направленности сократилось в 2 раза (с 46 тысяч до 23 тысяч).

Почти две трети из них составляют факты незаконной рубки, уничтожения или повреждения лесных насаждений. Одной из криминолизированных сфер остается незаконный экспорт леса. Острой проблемой является загрязнение водоемов, в том числе такой уникальной экосистемы, как озеро Байкал. При этом высока степень латентности экологических преступлений.

Юрий Чайка подчеркнул, что сохранение окружающей среды не может быть задачей отдельно взятой страны. Проблемы изменения климата, сокращения биоразнообразия, загрязнения водной и воздушной среды, уменьшения площади лесов приобрели транснациональный характер. Поэтому необходимо объединение усилий, организация обмена опытом и повышение эффективности координации деятельности в борьбе с экологической преступностью.

На сегодняшний день в каждой стране законодательное регулирование охраны окружающей среды, установленный объем и характер мер, направленных на устранение вредных последствий, различны. Это в определенной степени затрудняет международное сотрудничество.

В заключение Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка предложил активизировать деятельность всех государств, в том числе членов МЕРКОСУР и БРИКС, в вопросах гармонизации национальных экологических законодательств.

Выработка консолидированной позиции по указанным выше вопросам обеспечила бы возможность ее продвижения на различных международных площадках, включая мероприятия, проводимые как по линии ООН, так и других международных организаций.

 
Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив