Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Сформулированные в пункте 8 письма Роспотребнадзора от 11.01.2016 № 01/37-16-29 разъяснения устанавливают правила поведения, которые выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) пункта 29 Правил и влекут изменение правового регулирования

Решением Верховного Суда Российской Федерации удовлетворено административное исковое заявление Козырева Д.Е. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 8 письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 января 2016 года № 01/37-16-29 «О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
 В письме указано: следует иметь в виду, что поскольку в последнем абзаце пункта 29 Правил никак не упоминается для целей его правоприменения выезд потребителя, это означает, что он в этой связи не подлежит автономному применению в ситуации, когда и время размещения (заезда), и время выезда из гостиницы при посуточной оплате проживания на период с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа.
Административный истец, ссылаясь на несоответствие письма действительному смыслу разъясняемого пункта 29 Правил, указывал, что на основании данного разъяснения с него была взята оплата полной стоимости гостиничного номера при заезде после 00 часов, а территориальным органом Роспотребнадзора отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнителя, предоставившего гостиничную услугу. Удовлетворяя требования административного истца суд указал, что в силу принципа ведомственной субординации содержащиеся в Письме разъяснения, изложенные в пункте 8, опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора, приобрели, по сути, обязательный характер для неопределенного круга потребителей.
 Такой вывод подтверждается представленными административным истцом правоприменительными решениями должностных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области от 07 июля 2017 г., 11 августа 2017 г., принятыми по жалобам Козырева Д.Е.
Анализ пункта 8 Письма позволяет сделать вывод, что сформулированные в нем разъяснения устанавливают правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и оказывающие общерегулирующее воздействие на отношения в области предоставления гостиничных услуг, которые при этом выходят за рамки адекватного истолкования (интерпритации) пункта 29 Правил и влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений.
Определяя, что плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток при размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа, Правила в разъясняемой части не содержат каких-либо исключений из данного предписания либо особенностей их применения в зависимости от длительности проживания потребителя. Вместе с тем, исходя из разъяснений оспариваемого письма, применение абзаца третьего пункта 29 Правил поставлено в зависимость от различных случаев предоставления гостиничных услуг. Так, по содержанию пункта 8 Письма (абзац 6) приведенная норма Правил не подлежит автономному применению в ситуации, когда время размещения (заезда) и время выезда из гостиницы при посуточной оплате проживания приходится на период с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа. В разъясняемых Правилах не имеется подобного установления.
 Отсутствие в Правилах предписания ссылки на то, что положения абзаца третьего пункта 29 Правил не применяются к случаю кратковременного размещения потребителя и предоставления ему гостиничных услуг с 0 часов 00 минут до установленного исполнителем расчетного часа того же дня, в частности времени выезда, не могло быть восполнено Письмом Роспотребнадзора, которому действующим законодательством не предоставлены полномочия по осуществлению нормативного правового регулирования правил оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ.
Подобное изменение или дополнение действующих правил в соответствии со статьей 39.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Таким образом, пункт 8 Письма устанавливает иные, отличные от действующего правового регулирования в области предоставления гостиничных услуг, общеобязательные правила в отношении неопределенного круга лиц, которые отсутствуют в разъясняемых нормативных положениях.