Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Возможность внеочередного предоставления жилья лицам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Прокурор города обратился в суд с иском в интересах К. к местной администрации города о возложении обязанности предоставить изолированное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилого помещения.
Решением городского суда от 28.04.2016 исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Верховного Суда республики от 13.07.2016 указанное решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. К. подана кассационная жалоба, в которой изложена просьба об отмене апелляционного определения в связи с существенным нарушением норм материального права.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что К., признанная малоимущей, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Ответчик, как орган местного самоуправления, в соответствии с положениями статей 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязан предоставить ей жилое помещение.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что для возникновения у ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо наделение органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Такой нормативно-правовой акт органом государственной власти субъекта в настоящее время не принят, поэтому у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда. Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при отсутствии фактического финансирования из бюджета республики на приобретение жилых помещений для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, администрация не имеет возможности приобрести жилые помещения для указанной категории граждан.
 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ с выводами суда апелляционной инстанции не согласилась по следующим основаниям. Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.
Как усматривается из материалов дела, К. встала на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом РФ основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.