Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Органы службы занятости не вправе отказать в признании безработным граждан, не представших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы по уважительной причине

Заявитель оспорил конституционность положений ст. 3, п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее-Закон «О занятости населения»), полагая, что указанными положениями Закона нарушаются его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации. 
 Суды общей юрисдикции, отказали в иске заявителю о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработного, возмещении материального ущерба в размере невыплаченного пособия по безработице и компенсации морального вреда. Отказ мотивирован ссылкой, в том числе и на положения ст. 3 Закона «О занятости населения», которая предусматривает, что одним из документов, необходимых для принятия органом службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, которую заявитель не представил. 
 Нарушение названными в жалобе положениями Закона «О занятости населения» заявитель усмотрел в том, что установленный законом перечень документов для принятия решения о признании гражданина безработным позволяет органам службы занятости не принимать решения о признании гражданина безработным в случае невыполнения им при наличии уважительных причин требования о представлении справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и распространять данное требование в том числе на лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, и на лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва. 
 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством представления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице. Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
 Подобное правовое регулирование, устанавливающее дифференцированный подход к определению критериев подходящей работы и размера пособия по безработице в отношении безработных граждан, основано, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, на объективных критериях, в частности, таких как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в трудовой деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства или ограничение права на защиту от безработицы. 
 Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 24-П взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Конституционно-правовой смысл положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона «О занятости населения», выявленный в настоящем Постановлении, является обязательным и исключает любое иное толкование в правоприменительной практике. 
 Правоприменительные решения по делу, основанные на положениях пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения» в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий. 
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе